Как заставить ребенка учиться – советы психолога

Основы положительного отношения к учебе

Чтобы подросток получал хорошие оценки, он должен положительно относиться к процессу получения знаний. Поэтому нужно изменять эмоциональный настрой. Уроки и домашнее задание не должны вызывать неприязнь и вводить в депрессию, поэтому надо проводить с ребенком психологическую работу.

Необходимо хвалить малыша, улучшать его силу воли, а также рассказывать о преимуществах получения положительных оценок.

Сотворение монстра «Деланиеуроков».

Вот вам обычный пример.  После учебного и трудового дня вы забрали ребенка из школы, это в лучшем случае 18.00 часов. Зашли в магазин (хорошо если в один). Пришли домой. У вас свои заботы. Полчаса переговоров по телефону с подругой, мамой. Приготовление ужина. Сам ужин с неторопливой беседой с супругом.

И начинается. Вы рвете и мечете, ребенок капризничает, и не мудрено, вы оба устали, пора уже спать. После часовой великой битвы истерзанные, нервные, вы добредаете до кровати и с чувством выполненного долга проваливаетесь в сон. Время где-то 23.00. Как заставить ребенка делать уроки?

Так, на всякий случай напомню, что домашнее задание дается для закрепления пройденного материала. Как вы думаете, что в голове вашего ребенка закрепилось, после этой эпопеи? Я уверена, что только стойкое отвращение к деланию «домашки», ребенок не хочет делать уроки. Вот так,  сотворяется родителями монстр «Деланиеуроков».

Почему дети не желают учиться?

научиться учиться

Часто желания и реальность не совпадают

  • отсутствие мотивации;
  • наличие психических или физических заболеваний, например, если малыш является гиперактивным, то ему трудно усидеть на месте и послушать учителя, поэтому нужно проводить психологическую работу, принимать специальные лекарства;
  • постоянные стрессы, причем нередко они связаны с чрезмерно завышенными ожиданиями со стороны родителей;
  • низкая самооценка, возникшая из-за того, что с малого возраста учителя унижают детей, предвещая им жалкое существование в будущем;
  • зависимость от плохой компании;
  • сопротивление принуждению, причем такая проблема возникает у детей, к которым родители предъявляют жесткие требования, гоняя их по разным секциям и репетиторам, а также, не разрешая играть в компьютере или много гулять;
  • чрезмерный контроль, заключающийся в регулярной проверке уроков и постоянных распросах о школе. 

Внимание! Родители должны контролировать не только ребенка, но и собственное поведение, которое нередко выходит за рамки дозволенного. Это становится причиной стресса, ухудшения самооценки или удрученного состояния.

Как делать уроки с ребенком? Играем в домашнее задание.

Не знаю, чем руководствуются составители учебных программ, но иногда вся семья сидит и ломает голову над закреплением пройденного материала. Поэтому, настройтесь сразу на то что первые три года выполнение домашнего задания – это будет совместный процесс. Ничего страшного, просто необходимо создать условия, при которых он будет протекать непринужденно, как игра. Тогда польза от этих занятий будет очевидна и заметна.

Читайте также:  Как отучить ребенка спать с родителями, как приучить ребенка спать в своей кровати

В некоторых детских садах в подготовительных группах ведется подготовка ребенка к школе и иногда практикуется домашнее задание. Чаще всего это раскраски, рисование элементов букв.

Как заставить ребенка учиться в школе? Советы психолога

Вот здесь, на этом этапе, я вас умоляю, не начинайте творить монстра «Деланиеуроков».

Это игра. Ребенок играет. У него еще не сформирована мотивация и потребность в обучении, он просто познает мир. Открывает двери в непознанное. Не захлопывайте их, потом открывать их будете с большими усилиями. Представьте, что такое обычное и привычное для вас дело, как чтение или написание букв для вашего ребенка становится открытием. Он играет, для него это открытие вселенной. Ого провожу ручкой и появляется крючок, еще один крючок и получается буква!!!!!

Произношу два слога и получается слово. Уже прошло много лет, но я до сих пор помню как радовался мой сын, когда у него получилось прочитать первое слово. Ну что б вы понимали – это как забитый гол нашей командой на чемпионате мира по футболу. Эмоции удивления и радости у ребенка те же самые. Поддержите их, радуйтесь вместе с ним. Не дайте ощущению открытия и волшебства исчезнуть.

Раздувайте в вашем ребенке этот огонек – потребности познавать дальше.  

Уже на этом этапе установите время выполнения домашних заданий. Тогда в первом классе вам не придется изобретать велосипед. 

Организм вашего ребенка уже адаптирован к занятиям в определенное время.  Раз, два, три, четыре, пять- начинаем выполнять Еще раз напомню, что домашнее задание  – это закрепление пройденного материала

  • Поэтому, прежде чем начать делать уроки, побеседуйте с ребенком о том, как прошел его день, что интересного он узнал в школе. По каждому предмету отдельно. Спросите, какие трудности он испытал на уроках.  
  • Начните выполнение заданий с тех, которые вызвали в школе наибольшие затруднения. Да, и вообще, всегда начинайте с более сложных, приятные, легкие задания оставьте на десерт. Возможно ребенок сможет их сделать и без вашей помощи. 
  • Главное условие выполнения домашних заданий – ваше спокойствие и доброжелательность. 
  • Ни в коем случае не делайте за ребенка задания. Вы выполняете координирующую, контролирующую и вспомогательную функции 
  • Пусть ребенок прочтет задание и выскажет свое мнение, как его выполнять. Если он на верном пути, пусть начинает делать. За каждый успех не забывайте хвалить. Если что-то пошло не так, спокойно поправьте. Я вас умоляю. Не истерите из-за кривых крючков и палочек. Не рвите в порыве гнева тетради, не вырывайте листы, заставляя переписывать ребенка эти несчастные закорючки. Это психологическая травма для вашего ребенка. Во – первых, прежде чем истерить, вспомните себя, а во  вторых, взгляните на выписанный рецепт высокопрофессиональными врачами.   

Цель заданий написать крючки и палочки-развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. И если что-то у ребенка не получается это не значит, что он безрукий, просто этот навык недостаточно развит. Тренировки и ваше терпение исправят это. 

  • Математику лучше., конечно, делать на черновик. Опять же, ребенок начинает делать сам. Вы наблюдаете. При затруднении в выполнении терпеливо объясняетезатем он пробует сделать задание еще раз сам 
  • При выполнении заданий по чтению важно, чтобы ребенок не машинально бубнил текст, а понимал прочитанное. Если объем большой, читайте частями и каждую часть ребенок пусть перескажет. Задайте уточняющие вопросы по тексту. 
  • При выполнении легких заданий обсудите с ребенком способы их выполнения и можете на некоторое время отойти по своим делам. Потом посмотрите, что получилось. 
  • После выполнения всех заданий на текущий день, если ребенок не устал и позволяет время, можете выполнить задания на перспективу, что бы в будущем сократить время выполнения домашнего задания. 
  • Еще очень важный аспект. Собирание портфеля. Это то, что обязательно ваш ученик должен сделать самостоятельно. Научите его собирать портфель в соответствии с расписанием в дневнике, внимательно проверяя наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и дополнительных материалов. Благодаря этим действиям ребенок учится принимать на себя ответственность за свои действия. Это не мама забываха, а он сам допустил ошибку. В следующий раз будет внимательней. 
  • После выполнения всех уроков. Поговорите с вашим учеником. Все ли ему понятно. Вы же сами знаете, недопонимание как снежный ком. Потом очень трудно донести знания. Если вы не знаете, как объяснить, проконсультируйтесь с учителем.  

Постепенно, шаг за шагом вы выработаете свой приемлемый для вас и вашего ребенка процесс выполнения домашнего задания. И если вы все делаете разумно с любовью и пониманием монстр «Деланияуроков» не появится. Просто появится вечерний час интересного время провождения с ребенком и создастся предпосылка к самостоятельному выполнению ребенком уроков.

Успехи в выполнении уроков во многом зависят от возраста школьника. Дети, приученные с 1-го класса самостоятельно и вовремя выполнять домашние задания, в будущем будут более ответственно относится к этой ежедневной рутине. Однако, как правило, чем старше ребенок – тем больше у него появляется причин отложить выполнение уроков подальше.

Читайте также:  Виды спорта для детей: особенности возраста при выборе спортивных секций, отбор по типу темперамента, плюсы и минусы физических занятий

Как мотивировать ребенка?

Основой хорошей успеваемости является личная мотивация школьника. Его нужно заинтересовать в получении хороших оценок. Для этого обязательно дома создать оптимальные условия и позитивную атмосферу. Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Представьте ребенку возможность для отдыха после школы.
  2. Приведите примеры взаимосвязи между хорошими оценками и успехами в будущем.
  3. Постоянно хвалите за полученные «отлично».
  4. Откажитесь от подарков и материального поощрения за хорошие оценки.
  5. Поддерживайте в случаях неудач.

Сразу ответим: ничего. Есть вещи, которые делаются без удовольствия — чистка зубов, уборка комнаты, домашнее задание. Вот так, просто берутся и делаются без лишних эмоций.  Конечно, бывают исключения — например, ваш ребенок очень любит историю, и чтение книг по интересующей теме доставляют ему неимоверную радость.

Но в целом, чтобы домашнее задание целиком, да с радостным блеском в глазах — это, скорее, редкое исключение. И ребенку лучше усвоить с детства: «Не все розы при нашем образе жизни», — как говорил Л.Н. Толстой. Есть вещи, которые делать надо, и делать качественно. Приведите ребенку примеры из собственной жизни.

Начните с себя. Организуйте себя и свое время

  • Расставьте приоритеты в выполнении своих дел. Планируйте заранее, что можно сделать с вечера, что с утра.  
  • Пересмотрите процесс приготовления пищи. Какие – то заготовки вы можете сделать на выходныеКупить необходимые продукты на неделю. Сделать полуфабрикаты и заморозить их. Одним словом, сократить вечернее время на приготовление ужина.   
  • Не планируйте не каких посторонних дел вечером. Старайтесь все успевать в выходные. 
  • Четко определите, исходя из своего расписания время выполнения домашнего задания с ребенком. Желательно не позднее 20.00. 

Режим и еще раз режим

Такая же песня с вашим ребенком.  

Читайте также:  Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков. Как лечить вегето-сосудистую дистонию у детей от 1 до 10 лет?

Режим дня с рождения – это жизненная необходимость. 

С грудного возраста необходимо приучать малыша к часам сна, питания, игр. 

Когда ребенок будет подрастать, у него не будет проблем вовремя лечь спать или покушать. Для него это естественно, организм уже привык. 

Не забывайте деткам дошкольного возраста вменять выполнение домашних обязанностей. Ничего не случится, если он(она) будет убирать игрушки в своей комнате, поливать цветы и вытирать пыль. Не ругайте если он(она) сделал что-то не так, научится. Главное, что он(она) это делает. 

Выполнение домашних обязанностей дисциплинирует ребенка, воспитывает у него чувство ответственности. Обращайте внимание на то, как он складывает вещи после прогулки (если вообще складывает).  Напоминайте ему, что куртку необходимо повесить, брюки и кофты убрать в шкаф. Учите вешать одежду на плечики.

Все это войдет в норму у ребенка, он привыкнет это делать.Да еще очень важен личный пример. Если вы раскидываете вещи по комнате, как бы вы не старались ребенка научить их убирать, он будет подражать вам.Моя знакомая до семи лет одевала сама своего сына. Буквально, шага ему ступить без себя не давала. Такой тепличный мальчик рос.

Мальчик пошел в первый класс, и мама решила, что настал возраст самостоятельности. Так, теперь ты большой делай все сам. Как? Как скажите ребенок будет делать сам, если он попросту не умеет, не знает и не приучен к этому. И начинается битва титанов. «Ты ничего не умеешь, ты безрукий, криворучка, ты не аккуратный». Самые актуальные слова родителей. Теперь скажите мне, в чем вина ребенка? Вот и я так думаю. Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая.

Стоит ли заставлять детей учиться?

наказывать нельзя

Ребенок не хочет делать уроки — наказывать нельзя

Психологи утверждают, что чрезмерное давление губительно. Это верно, но ученики нуждаются в наставлении своих родителей. Поэтому здесь очень важно найти «золотую середину», без жестких мер воздействия.

Если действовать мягко и аккуратно, то можно настроить детей на постоянное совершенствование. Несовершеннолетние будут уверены, что это является только их решением, а не наставлением родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *