Гимнастика для новорожденных: зарядка для младенцев до месяца и до года

Упражнения, способствующие развитию сидения.

До года кроха заметно прибавляет в весе, росте, у него формируются определенные навыки. В этот период очень важен уход за ребенком, а именно:

  • правильно его кормить грудью (о том, как это делать, подробно рассказывается в курсе Счастливое материнство{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;);
  • носить на руках;
  • в ванной купать в пеленочке;
  • соблюдать режим сна и бодрствования (подробно о режиме сна читайте в статье Нормы сна детей до года{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;) – все эти компоненты являются основополагающими в полноценном развитии малыша.

В первый месяц новорожденный больше спит. По мере роста малыша, периоды сна будут сокращаться, а бодрствования – увеличиваться. Ребенок больше будет нуждаться в общении с близкими людьми, повысится его двигательная и эмоциональная активность.

Вы, как заботливая мамочка, пытаетесь соблюдать все рекомендации врача. Для его правильного развития вы выполняете специальную гимнастику для новорожденных либо заменяете упражнения массажем. Мое мнение, что гимнастика ребенку не особо нужна. Важнее не ограничивать его в движениях.

Новорожденный малыш должен познать все возможности своего тела.

  1. Любая гимнастика должна выполняться на фоне положительных эмоций, а не только путем придерживания правильной техники тех или иных упражнений;
  2. Самая мягкая гимнастика – это пестовальная, с прибаутками и потешками.

Но это мое мнение, для расширения кругозора мы познакомим вас с несколькими разновидностями упражнений. Вам решать, какая гимнастика больше подойдет для любимой крохи, и какой из них вы отдадите свое предпочтение.

Упражнения, способствующие развитию акта хватания, одновременно укрепляют мышцы туловища, ног, рук.

1. Обхватывание игрушки рефлекторное. Исходное положение –  лежа на спине. Методист прикосновением игрушки к ладони ребёнка вызывает хватательный рефлекс и, слегка потряхивая (для расслабления мышц), поднимает руку  вперёд-вверх (амплитуда движения руки небольшая).  Это упражнение повторяется для правой и левой рук поочередно.

2. Упражнения на сопротивление. Исходное положение –  на спине, ноги фиксированной рукой методиста. Ребёнок захватывает игрушку, находящуюся в руках методиста на уровне груди ребёнка и на расстояние полусогнутых или выпрямленных рук. Упражнение проводится поочередно для правой – левой и одновременно для двух рук. Захваченную игрушку как бы отнимают (рис. 9).

3. Захватывание игрушки в положении лёжа на спине. Одной рукой методист фиксирует ноги ребёнка и предлагает ему взять игрушку на расстоянии полусогнутых или вытянутых рук поочередно правой – левой рукой и двумя руками одновременно ( рис. 10).

4. Захватывание игрушки из положения лёжа на животе. Методист одной рукой фиксирует ноги ребёнка, другой – показывает игрушку, удобную для захвата, и предлагает взять ее. Игрушка может быть на расстоянии полусогнутых или вытянутых рук ребёнка, который захватывает ее левой рукой, затем правой и двумя руками одновременно.

1. Пританцовывание. Методист поддерживает ребенка под мышки и ставит его на стол до соприкосновения стоп  с его поверхностью. Ребёнок производит сгибание ног на одну две секунды. Упражнение повторяют  три-четыре раза.

2. Упражнения на сопротивление. Исходное положение – лежа на спине. Полусогнутые ноги упираются в руки методиста – преодолевая сопротивление, ребёнок разгибает ноги. Это упражнение можно выполнять с мячом (рис. 12 , а, б, 13).

3. Вставание на ноги в упор из положения лежа на спине. Методист, удерживая ребёнка двумя руками под мышки, насчёт «раз» присаживает его, «два» – ставит на ножки, «три, четыре, пять» – удерживая ребёнка на ногах, «шесть» –  возвращает ребенка в исходное положение.

4. Вставание на ноги с помощью. Исходное положение – лежа на животе. Методист берёт ребенка под мышки и насчёт «раз» ставит на колени на весу, «два» – ставит на ноги,  «три, четыре, пять» – удерживает ребенка на ногах, «шесть» – возвращает его в исходное положение (рис. 14).

5. Упражнение сесть-встать. Исходное положение на спине с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами. Методист одной рукой фиксируют голени в нижней трети, другой –  держит руки. По слову «садись» ребёнок садится, «встань» – встает на ноги, затем садиться и по слову «ложись» принимает исходное положение (рис. 15).

6. Доставание игрушки со стола из положения стоя. Исходное положение ребёнок стоит спиной к методисту, который фиксирует голени ребёнка левой рукой, правой рукой поддерживает туловище (рука находится на нижней части грудной клетки и верхней половине живота). По просьбе «достань игрушку» ребенок наклоняется, берёт игрушку. А по просьбе «дай мне игрушку» выпрямляется и отдает ее методисту (рис. 16).

7. Доставание игрушки, находящейся на высоте. Ребёнок стоит. В руке у методиста игрушка, которую он предлагает достать (рис. 17).

8. Вставание на кубик и схождение с кубика. Ребёнок стоит. Методист берёт его сзади под мышки. Насчёт «раз» ребёнок встает на кубик, «два» – сходит с кубика. Упражнение усложняется изменением высоты кубика (15 см и выше).

9. Приседание. Ребёнок стоит на столе, держась за руки методиста, или же методист удерживает его под мышки. По просьбе «стань маленьким» ребёнок приседает, по просьбе «стать большим» – выпрямляется (рис. 18).

10. Влезание на стремянку. Методист поддерживает ребенка сзади под мышки. Ребёнок переступает по перекладинам стремянки (рис. 19).

11. Ходьба по доске с поддержкой. Методист водит ребенка по доске, поддерживая его за руку (попеременно правую и левую). Следит за осанкой, для чего показывает игрушку на уровне глаз ребенка.

1. Попытка к присаживанию за плечи. Исходное положение – ребёнок лежит на спине, ноги его упираются в туловище методиста, который ладонями, проведенными за лопатки ребенка, слегка приподнимает его за плечи.

2. Попытка к присаживание за руки. Ребёнок лежит на спине . Методист, фиксируя ноги и захватив руки ребёнка, слегка приподнимает его голову, плечевой пояс.

3. Неполное присаживание за руки. Методист одной рукой придерживает ноги, другой фиксирует руки –  присаживание неполное. Это упражнение укрепляет мышцы живота (рис. 20).

4. Присаживание за руки. Ребёнок лежит на спине, ноги фиксируется правой рукой методиста, левой рукой методист обхватывает руки ребёнка, по просьбе «сядем» присаживает ребёнка до положения сиденья. Примечание. Если при сидении спина ребёнка непрямая, то это упражнение  проводить не рекомендуется, а следует продолжать упражнение 3.

5. Присаживание с небольшой опорой. Ребёнок лежит на спине. Одной рукой методист фиксирует его ноги, другой захватывает левую или правую кисть поочерёдно. По просьбе «садись» помогает ребёнку присесть до положения сидя, затем по просьбе «ложись» или «надо лечь» помогает ребенку лечь на спину.

Читайте также:  Сыпь у новорожденного – сыпь на лице, по всему телу у грудничка, гормональная сыпь у новорожденных

6. Присаживание за предмет. Данное упражнение проводится с игрушкой, кольцом, палочкой или другим предметом.

7. Присаживание по слову. Ребёнок лежит на спине, ноги фиксированны методистом. По просьбе «садись» ребенок присаживается, по просьбе «ложись» – принимает исходное положение лежа на спине (рис. 21).

Как часто, сколько минут проводить массаж?

Для начала разберемся, есть ли разница между гимнастикой и массажем, для чего нужны эти процедуры и кто их проводит.

Гимнастика – это комплекс несложных упражнений, которые мама должна выполнять с ребенком ежедневно не реже 2 раз. Гимнастика имеет целью укрепление мышц, сердечно-сосудистой системы, улучшение работы ЖКТ и кровообращения в тканях. Гимнастика также развивает двигательные навыки ребенка, стимулирует к физическому развитию.

Вспомните, каким был младенец в первый месяц жизни: кулачки сжаты, движения резкие, нескоординированные. Ближе к двум месяцам малыш меняется. Кроха агукает, крутит ручками, как будто рассматривает свои пальчики, хватает маму за палец или волосы, держит головку вертикально на руках у мамы, а некоторые детки пытаются поднять голову, лежа на животе. Гимнастика для ребенка – это одновременно занятие физкультурой и общение с мамой.

Массаж, в отличие от гимнастики, должен проводиться профессионалом не ранее 3 месяцев. Обычно массаж назначает врач-невролог после планового осмотра месячного ребенка. Массаж имеет четкую цель: укрепить или расслабить отдельные группы мышц тела ребенка. Если у малыша гипертонус, ему нужен курс расслабляющего массажа, если же отмечается мышечная слабость (пониженный тонус мышц), требуется укрепляющий массаж.

Фитбол – это большой гимнастический мяч. С его помощью можно не только подтянуть фигуру мамы после родов, но и развить малыша. Занятия можно начинать уже с двухнедельного возраста. Гимнастика для детей до года на фитболе чрезвычайно полезна:

  • Такие занятия снижают тонус и расслабляют мускулатуру кишечника, что является профилактикой коликов.
  • Небольшая вибрация во время движений является прекрасной стимуляцией многих важных органов ребенка.
  • Развивается вестибулярный аппарат.
  • Упражнения доставляют ребенку и маме массу положительных эмоций.

О пользе гимнастики для человека много сказано и много написано. Но далеко не все знают, что для грудничка комплекс физических упражнений – это нечто большее, чем просто нагрузка на мышцы и суставы. Поскольку малыши грудного возраста еще не могут выполнять упражнения самостоятельно, зарядка всегда проходит совместно с мамой или папой. Крохе важно чувствовать близость матери, через нее он познавал мир в течение девяти месяцев беременности, и она же в первые месяцы его самостоятельной жизни является его главным проводником в этом мире. Таким образом, зарядка обогащает внутренний мир малыша, дает ему столь необходимое общение с мамой.

Гимнастика является отличным дополнением к массажу. В комплексе оба вида воздействия помогают в коррекции гипертонуса мышц, свойственного всем новорожденным и грудничкам как минимум до полугода. Гимнастику рекомендуют для правильного развития тазобедренного сустава при дисплазии. Также благодаря гимнастике удается исправить кривошею.

Лечебная гимнастика в комплексе с массажем назначается ребенку при наличии впалой и воронкообразной грудной клетки, при гипотонусе, при вальгусных и варусных деформациях ног.

При выявленных патологиях массаж назначается лечебный, и гимнастика соответствующая – из комплекса ЛФК. Деткам здоровым гимнастика и общий массаж рекомендуются для профилактики патологий, для лучшего физического и психического развития.

В интернете интересующиеся родители могут найти большое количество различных упражнений для детей до одного года, но вот по-настоящему увлекательных среди них не так много, а ведь именно игровая составляющая является самой главной. Если малыша изо дня в день заставлять делать что-то, что ему давно наскучило, пользы от такой гимнастики будет немного. Поэтому мы решили собрать только самые лучшие упражнения, которые не дадут малышу заскучать и принесут немало пользы для его здоровья.

​​​​​​О динамической гимнастике многие слышали, многие видели, как задорно и весело ее делают другие. Зарядка, в которой ребенка подбрасывают, раскачивают за одну или две конечности, может быть очень опасной для неподготовленных мамы и малыша, а потому самостоятельно осваивать приемы и упражнения лучше всего со специалистом после предварительной консультации с педиатром.

Считается, что приучать малыша к зарядке в воздухе нужно с самого раннего возраста, ведь чем старше становится ребенок, тем более противопоказано ему такое воздействие. По отзывам родителей, освоить все приемы такой гимнастики довольно сложно и страшно. Но вот комплекс на фитболе очень нравится малышам. Речь идет о раскачивании на животе на мяче и на спине, а также о покачивании на мяче на руках у мамы – она при этом подкачивает бедра и ягодицы (полезно для всех участников занятия! ).

О том, как сделать гимнастику для новорожденных, смотрите в следующем видео.

Новорожденные на 2 месяце жизни склонны к гипертонусу мышц сгибателей, малоподвижны, спят до 22 часов в сутки.

Нормальное физическое развитие малыша в этом возрасте зависит от правильной координации движений, посильной нагрузки на кости и мышцы, эмоционального фона.

Ежедневная гимнастика для ребенка в 2 месяца улучшает общее самочувствие, предупреждает возрастные проблемы со здоровьем, способствует укреплению опорно-двигательного аппарата. Регулярные упражнения необходимо сочетать с массажем для повышения эффективности занятий.

Новорожденный малыш проводит большую часть времени в состоянии сна, просыпаясь только в определенное время от чувства голода или дискомфорта. Между тем, ему необходимо развиваться физически с первого года жизни. Обязательным режимным пунктом должна стать гимнастика для новорожденных.

После пробуждения утром младенцу необходимо разминать все тело, ведь в первый месяц после рождения его мышцы довольно напряжены, кулачки сжаты, а если ребенка пеленают, то мышцы не могут расслабиться даже во сне.

Движение конечностей новорожденного носит хаотичный характер, он пока не знает, как ими управлять, а мышцы находятся в постоянном тонусе из-за привычного положения эмбриона. Для этого и необходима ежедневная зарядка и массаж. Динамическая зарядка представляет собой комплекс упражнений для новорожденного, направленная на развитие вестибулярного аппарата.

Она может включать в себя массаж, закаливающие процедуры, а также простые гимнастические упражнения, которые сможет выполнить любая мама. Динамическая зарядка отличается своей активностью, разнообразием движений, что наиболее эффективно для развития мышц ребенка.

Зарядка проводится не на поверхности, а в воздухе, а малыш даже до месяца при этом быстрее начинает понимать положение своего тела в пространстве. Для этого ребенка поддерживают за руки, качают или даже подбрасывают в воздухе. При этом даже минимальный риск травмы исключен, поскольку суставы младенца еще достаточно эластичные.

Идеальным вариантом будет, если все манипуляции с новорожденным будет проводить мама, что еще больше сблизит ее с ребенком. Ведь именно мама может дать ребенку необходимое чувство уверенности и безопасности. Зарядка для новорожденных до месяца в комплексе с динамической, должна включать ежедневный ручной массаж, который полезен как для общего укрепления, так и для коррекции патологий.

Ручной массаж поможет справиться с послеродовыми мышечными травмами, дисплазией суставов, рахитом, плоскостопием, гипер и гипотонусом. Массаж действует на нервную систему новорожденного, обладает успокаивающим и расслабляющим действием.

Во время кормления новорожденный заглатывает воздух, в результате чего не избежать колик, которые причиняют младенцу сильный дискомфорт. С помощью правильных движений и надавливаний можно помочь пузырькам газа лопаться в кишечнике или способствовать их выходу наружу. При этом нужно понимать, как устроен кишечник, а именно толстая кишка.

Читайте также:  Развивающий коврик для новорожденных: плюсы для развития ребенка, правила по выбору

Важное правило – любой вид массажа против колик выполняется по часовой стрелке. Также крайне не рекомендуется делать массаж сразу после еды, нужно подождать 1-1,5 часа. Запрещен массаж при острой фазе коликов, это причинит младенцу еще больше болевых ощущений. Предварительно нужно согреть животик ребенка теплой пеленкой. Не нужно использовать масла и крем.

Массаж против колик делается перед кормлением, за 10-15 мин. Заранее нужно согреть воздух в комнате до комфортной температуры, а также согреть руки прежде, чем прикоснуться к малышу.

Продолжительность массажа не должна превышать 10 мин., а повторять его можно в течение всего дня перед каждым кормлением, чтобы активизировать работу кишечника, нормализовать перистальтику и запустить процессы пищеварения.

Вид деятельности Продолжительность Физиологическая задача Условия
Динамическая зарядка 2-3 раза в неделю по 10 мин. Укрепление мышц, суставов и связок;

ориентация в пространстве;

проработка двигательных навыков

Гимнастические пособия;

светлое и теплое помещение;

приятная музыка

Массаж против коликов Ежедневно, до 6 раз в сутки по 10 мин. перед каждым кормлением Облегчить болевые ощущения;

предотвратить повторное появление газов

Твердая поверхность;

пеленка;

мамины руки;

приятная атмосфера

Занятия на фитболе Ежедневно по 10 мин. 1 раз в сутки Укрепление или расслабление мышц;

облегчение коликов

Фитбол с гладкой поверхностью;

пеленка

Занятия с грудничком

Для того чтобы помочь младенцу 1-3 мес. перенести колики, нужно соблюдать основные правила:

  • запрещено проводить массаж сразу после кормления;
    Зарядка для новорожденных до месяца, 2-3, массаж от коликов. Когда начинать, как делать
  • нельзя проводить массаж в острой фазе колик, только до кормления;
  • поскольку ребенок во время массажа находится без одежды, температура воздуха в комнате должна быть комфортной;
  • не рекомендуется использование масла и крема, это значительно увеличивает силу нажатия;
  • подготовка малыша к массажу также обязательна – нужно согреть животик теплой пеленкой;
  • во время массажа ребенок должен лежать на твердой поверхности.

Практически все упражнения массажа против колик универсальны для первых 3-х месяцев жизни. Но есть некоторые из них, которые лучше не применять для малышей 1-го месяца.

Физическая активность для малышей должна быть ежедневной. Поэтому гимнастика должна стать неотъемлемой частью повседневного рациона. Приступать к упражнениям нужно после того, как мышцы и связки малыша «разогреты» предварительным массажем.

Гимнастика для четырехмесячного ребенка становится более сложной, теперь это не только воздействие на мышцы, это тренировка зрительной и слуховой функций, формирование первых речевых навыков — гуления.

Каждое движение должно быть прокомментировано. Малыш должен постепенно осваивать части собственного тела, и мама может ему в этом помочь, отчетливо называя их во время выполнения упражнений.

В 3 месяца ребенок нуждается в проведении комплексного занятия, все упражнения которого делятся условно на две группы:

  • пассивные (мама выполняет упражнение спокойно лежащему ребенку);
  • активные (малыш принимает живое и непосредственное участие в происходящем по мере своих возможностей).

В комплекс ребенку с некоторыми проблемами развития и здоровья добавляют упражнения из арсенала ЛФК, если таковые назначены лечащим врачом.

Можно добавить к занятиям упражнения на шаре (на фитболе). Практикующие динамическую гимнастику завершают зарядку проведением динамических упражнений. Каким бы ни был составленный для вашего ребенка комплекс занятий, он обязательно должен включать в себя:

  • выкладывание на животик (развивает мышцы живота и шеи);
  • разминку для конечностей (стимулирует мышцы рук и ног);
  • упражнения для смены положения тела в пространстве (повороты с поддержкой, ползание с поддержкой).

Общеукрепляющая гимнастика не подразумевает точечного массажа, массирования и другого воздействия на позвоночник, поясницу (область почек), на подмышечные и подколенные впадины, на родничок на голове.

Гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, снимает остатки мышечного гипертонуса, с которым рождается до 100% детей, развивает легкие, нормализует работу сердца и сосудов, улучшает кровообращение. Тонус уходит постепенно, и это совершенно нормально.

Сначала ослабевает напряжение мышц ручек, и только к концу 4 месяца — сгибательных мышц ног. Но это происходит не у всех, и некоторое напряжение мышц считается вполне естественным вплоть до полугода.

Всегда проводите гимнастику по определенному плану, начиная с простого и постепенно переходя к сложному:

  • массаж и разминка — 5 минут;
  • пассивные упражнения для рук и ног;
  • упражнения для суставов и связок конечностей;
  • общие упражнения для развития мышц живота и спины;
  • активные упражнения (перевороты, ползание, фитбол);
  • успокаивающий легкий релаксационный массаж — 2-3 минуты.

Воздействие на мышцы и суставы ребенка должно быть аккуратным и незначительным. В противном случае у малыша будут болеть мышцы.

Каждому взрослому, который хотя бы раз перетренировался в зале или переиграл в спортивные игры, знакомо мучительно ощущение «забитости» мышц. У детей мышечная ткань в ответ на избыточную нагрузку ведет себя точно так же.

Техники массажа

Веселая гимнастика для грудничков может проводиться с первых дней жизни. Возрастных ограничений нет. Но родители должны хорошо понимать, что физическая нагрузка должна быть соразмерной возрасту, перегружать малютку нельзя. Проводите занятия ежедневно, можно делать гимнастику 2 или 3 раза в сутки, но продолжительность каждого занятия не должна превышать 5-10 минут.

Несколько простых правил помогут вам организовать занятия с грудничком правильно.

  • Старайтесь проводить занятия в одно и то же время. Оптимально делать это утром и после полуденного сна, но вот вечером, когда вы делаете легкий и расслабляющий массаж малютке перед купанием и отходом ко сну, от гимнастических упражнений лучше отказаться, чтобы не стимулировать нервную систему. Перевозбуждение помешает ребенку быстро и крепко заснуть.
  • Перед гимнастикой всегда делайте легкий общий или лечебный массаж, назначенный врачом по случаю определенного заболевания.
  • Помещение, в котором проводится занятие, должно быть проветренным, в нем не должно быть слишком холодно или слишком жарко. Лучше всего поддерживать температуру на уровне 21 градуса тепла. Если на улице лето и имеется соответствующая возможность, сделайте гимнастику на улице.
  • Не нагружайте малыша сразу после еды, также нежелательно начинать заниматься натощак. Лучшее время для зарядки – интервал между кормлениями (через полтора часа после приема пищи).
  • Не делайте зарядку на мягкой постели. Позвоночник малыша не будет на ней находиться в правильном положении. Для новорожденных и грудничков до полугода используйте пеленальный столик, проводите упражнения на обычном столе.
Читайте также:  Меню ребенка в 1 год на неделю
  • Всегда приступайте к зарядке в хорошем настроении. Дети тонко чувствуют состояние мамы, и если настроение у нее плохое, они тоже будут капризничать.
  • Вносите разнообразие в комплекс упражнений, который вы выбрали в качестве основного. Постепенно начинайте проводить отдельные упражнения в ванной, практикуйте плавание, добавьте к привычным упражнениям занятия на гимнастическом шаре – фитболе.
  • Лучшее гимнастическое занятие – это совместное занятие мамы и малыша. Особенно это актуально тогда, когда дети начинают подражать взрослым, то есть после 9-10 месяцев.

Сама по себе гимнастика для грудничков имеет не так много противопоказаний, но перед тем, как начать заниматься, маме следует посоветоваться с педиатром. Обычно разрешение детские врачи дают охотно. А если у ребенка есть особенности развития, то именно врач подскажет, как правильно делать гимнастику именно в вашем случае. Например, при ДТС (дисплазии тазобедренного сустава) гимнастика может проводиться прямо с ортопедическими «распорками» между ножек, но тут нужно обязательно посмотреть, как это делает специалист.

При деформации грудной клетки увеличивают количество упражнений, направленных на растяжение грудных мышц, а потому будут полезны упражнения на фитболе.

При деформации ног основой гимнастики являются упражнения для стоп, коленей и бедра, а при кривошее существуют совершенно конкретные лечебные упражнения для укрепления мышц шеи.

К противопоказаниям можно отнести состояние лихорадки – с повышенной температурой занятия могут навредить. Не стоит делать гимнастику и тогда, когда малыш страдает по поводу колик, режущихся зубов и других недомоганий.

Для здорового ребенка разрешены и допустимы упражнения как статические, пассивные, которые мама проводит крохе, который лежит, так и активные, в которых ребенок принимает непосредственное и волевое участие в силу своих возрастных умений и навыков.

Гимнастику с грудничком можно выполнять не всегда. Вот список заболеваний и состояний, при которых противопоказаны занятия гимнастикой:

  • высыпания на коже любой природы;
  • грыжи любого вида;
  • рвота, расстройство пищеварения;
  • ОРВИ;
  • повышение температуры тела выше 37,5 °С и лихорадочное состояние;
  • травмы, ожоги;
  • рахит в острой стадии;
  • врожденный порок сердца;
  • сердечная или дыхательная недостаточность;
  • заболевания кровеносной системы;
  • патология опорно-двигательного аппарата;
  • судорожный синдром;
  • гипотрофия.

Некоторые временные состояния (высыпания на коже, инфекционные процессы, повышенная температура тела и др.) требуют воздержания от занятия с ребенком до полного выздоровления. При наличии врожденных заболеваний или патологий от гимнастики придется отказаться совсем – занятия будут приносить малышу вред, а не пользу.

Чтобы достичь нужного эффекта, нужно изучить техники выполнения этих манипуляций.

Получить подробную консультацию по проведению массажа и гимнастики для малыша можно у участкового педиатра в детской поликлинике или посмотрев обучающее видео.

Каковы общие принципы упражнений для детей от рождения до 1 года, а также особенности массажных и гимнастических процедур в соответствии с разными периодами первого года жизни ребенка?

Прежде, чем проводить ребенку динамическую зарядку, стоит проконсультироваться с педиатром.

Ведь существует ряд противопоказаний:

  • дисплазия тазобедренных суставов и другие нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • нарушения работы функций сердечно-сосудистой системы;
  • внутричерепное давление и любые заболевания нервной системы;
  • гипертонус мышц.

Выполнять упражнения нужно плавно, без резких движений, ведь неопытные родители даже при отсутствии противопоказаний могут нанести вред слабым суставам новорожденного.

Лучшее начало гимнастического комплекса – упражнения в игровой форме, чтобы ребенку доставляло удовольствие. Если новорожденному не нравится зарядка, гимнастика или массаж, стоит пересмотреть сами упражнения. Возможно, ему понравится облегченная техника, более комфортная для детей до месяца.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Упражнения в положении на весу

Гимнастический комплекс для общего укрепления мышц:

  1. Плавание.Ручками ребенка выполняем загребающие движения по плоскости стола, как будто малыш плывет.
  2. Выгибание назад. Вытягиваем руки малыша спереди, вкладываем указательные пальцы ему в ладошки, остальными пальцами фиксируем запястья. Тянем ребенка за руки вверх и назад. Тело малыша выгибается в дугу. Возвращаем руки в исходное положение, повторяем несколько раз.
  3. Подкручивание ног. Берем ножки у основания стопы и одновременно подкручиваем под живот: левую ногу по часовой стрелке, правую – против часовой стрелки. В конце упражнения чуть потряхиваем стопы, чтобы расслабить мышцы.
  4. Ползание.Складываем стопы вместе, затем толкаем их руками, стимулируя малыша ползти вперед.
  5. Учим держать голову. Ручки младенца подкладываем под грудь так, чтобы его грудка опиралась на кулачки.
  6. Самолетик.Раскидываем ручки малыша в стороны, берем его за руки (указательный палец вложен в ладошку, запястье зафиксировано) и немного тянем ручки вверх, покачивая ребенка из стороны в сторону.

Поднимаем ребенка с пеленального столика и выполняем следующие упражнения:

  1. Поклоны. Располагаем малыша вертикально, прижимая к себе спиной, одной рукой обхватываем его за талию. Другой рукой наклоняем корпус ребенка вниз (как будто он кланяется) и помогаем подняться. Малыш сам старается выпрямиться, удерживая голову.
  2. Часики.Держим младенца под мышками, таз и ноги качаем из стороны в сторону.
  3. Наклоны в стороны. Обхватываем малыша ладонями между талией и подмышками, держим на весу. Наклоняем его поочередно в разные стороны. Ребенок старается выгибаться в противоположном направлении.

Гимнастику для грудничков нужно выполнять ежедневно в течение всего первого года жизни. С возрастом гимнастический комплекс пополняется новыми упражнениями, так как ребенок развивается физически и осваивает новые навыки. Помимо своей непосредственной функции укрепления мышц, оздоровления организма ребенка, гимнастика способствует закаливанию. Во время занятий малыш лежит на столе раздетый и принимает воздушные ванны.

Не обязательно выполнять все упражнения сразу. Нужно смотреть по настроению ребенка: если он противится или начинает капризничать, пропустите упражнение и попробуйте следующее. Гимнастика должна приносить малышу радость, а не раздражение. У младенца должен сформироваться приятный ритуал, который несет положительные эмоции.

Самые популярные упражнения для младенцев

Кровеносная, дыхательная, нервная системы, пищеварительный тракт в первые недели жизни малыша еще не работают полноценно. Это приносит в повседневную жизнь младенца немало дискомфорта. Гимнастика для новорожденных, а также целебный массаж помогут вашему крохе привыкнуть к новой жизни.

Гимнастика поможет малышу развить ряд новых навыков:

  • Познать свое тело;
  • Научиться управлять своими движениями;
  • Усовершенствовать тактильные, речевые и слуховые навыки;
  • Развить рефлексы ползания и ходьбы.

Полезная процедура помогает не только адаптировать и укрепить мышцы ребенка, но и сблизить его с родителями и познакомить с окружающим миром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *