Задержка речевого развития – симптомы, признаки, лечение (ЗРР, ЗПРР), задержка развития речи у ребенка.

Нормы развития речи у ребенка

Выявить отклонения и задержку речевого развития можно самостоятельно у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Для этого рассмотрим, как формируется речь с рождения.

Различают периоды развития коммуникации:

  1. 0-1 год. Этот период еще называют подготовительным. В 3-6 месяцев появляются первые звуки: гуление, лепет, подражание взрослому. К первому году родители замечают слова.
  2. 1 год. Малыш уверенно говорит 10 простых слов. Мама, папа, баба и др. Начинается развитие пассивного словарного запаса.
  3. 1,5-2 года. Слова из пассивного запаса переходят в активное применение. К 2 годам произносит простые предложения, состоящие из двух слов.
  4. 2,5 года. Предложения становятся более информативными из 3-4 слов.
  5. 3-4 года. Дошкольник повторяет сложные фразы, отвечает на вопросы, рассуждает. У детей 3 лет словарный запас уже 1000 слов, а в 4 года — до 1500.
  6. 5-6 лет. В этом возрасте дети активно общаются друг с другом, могут обосновать свои действия, пересказывают и составляют рассказ по картинке. В 6 лет словарный запас насчитывает порядка 3000 слов.

Отставание ребенка в овладении речью при сохранном интеллекте и без психических отклонений называется задержкой речевого развития. Родители должны понимать, что такое речевая задержка, и насторожиться, если малыш молчит в три года, у него наблюдается отсутствие фраз, связной речи, ограниченный словарь, нежелание называть предметы или игрушки, повышенная возбудимость или заторможенность. При наличии таких симптомов необходимо обратиться к специалистам, пройти медицинское обследование.

Обычно речевую задержку диагностируют у детей в возрасте 3 лет. Чаще всего она отмечается у мальчиков, но и девочки подвержены данному заболеванию. При этом в поведении наблюдаются заметные отклонения от нормы. Это может выражаться в гиперактивности, неумении сосредоточиться на определенном занятии, повышенной утомляемости.

Малыш не может самостоятельно есть, брать в руку ложку или вилку, неверно держит карандаш, неуклюж, часто падает. При отсутствии коррекционной работы отставание может перерасти в задержку психо-речевого развития. ЗПРР тяжелее поддается коррекции.

Как видите, особенности в лечении задержек в речевом развитии у детей зависят от правильной диагностики и внимательности родителей.

Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача.

И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов. Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим.

Главная задача родителей — вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности.

С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения.

С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения.

Задержка речевого, а также (психоречевого) развития – ЗРР, ЗПРР.

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить.

И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей.

Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР.

Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи.

По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками.

С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годам

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.

В каком случае можно считать, что кроха освоил речь? Об этом свидетельствуют понимание того, что было сказано и умение говорить и формировать все свои мысли в словесной форме.

Прежде чем ребенок овладевает речью, он проходит несколько трудных этапов. Становление речи протекает индивидуально.

Отставание на 4-5 месяцев от сверстников не означает задержку, но в подобных случаях необходимо обращать на этот факт внимание.

Нормой считается, если:

  • К четырем месяцам малыш узнает маму, улыбается, гулит, плачет, если его не берут на руки.
  • У ребенка хорошо развиты хватательные рефлексы.
  • В год у него имеется не менее 10 слов в обиходе. Они могут быть сокращенными, состоять из слогов, однако, малыш должен понимать их значение, показывать, реагировать на правильное произнесение взрослыми (принеси мяч, подай куклу).
  • К 2 годам словарь заметно расширился (до 150 слов). Ребенок произносит фразы, короткие предложения.
  • В 2 с половиной года употребляет прилагательные, знает собственное имя, в словаре до 300 слов, пытается задавать вопросы.
  • В 3 года дети уже в достаточной мере овладевают связной речью, используют предлоги, правильно используют окончания, строят предложения из нескольких слов. Посторонний человек должен понимать, что говорят дети в этом возрасте.
  • В 4 года допустимо неумение верно произносить некоторые звуки. Малыш отвечает на вопросы, составляет небольшой рассказ из простых предложений, знает собственное имя и имена родителей.
  • К 5 годам присутствует связная речь, употребляются предлоги, местоимения, глаголы. Ребенок должен изменять существительные по родам, числам, падежам, знать основные и оттеночные цвета, геометрические фигуры, названия животных, их детенышей, ориентироваться в пространстве.

Система определения развития речи весьма относительна. Дети овладевают этими процессами по-разному.

Необходимо учитывать некоторые особенности: обстановка, в которой воспитывается малыш, его характер, активность, наследственные факторы.

Однако примерная схема поможет определить наличие тех или иных отклонений и обратиться за помощью в случае несоответствия уровням развития. Непонятная невнятная речь у детей в трехлетнем возрасте, которую не в силах разобрать даже родители, требует внимания и контроля у дефектолога.

К 1 году ребенок должен осмысленно произносить 10 слов. Словом считается любое осмысленное звукоподражание или укороченное слово, обозначающее предмет, действие или существо. Например, «ба» (бабушка),  «ням» (еда, есть), «ксь» (кошка) считаются отдельными словами. При этом одна и та же лексема, обозначающая разный смысл, будет считаться таким количеством слов, сколько понятий оно содержит (например, «ка» – это может быть и «карандаш», и «каша»).

К 1,5 годам пассивный словарь насчитывает более 200 слов. Именно такое количество слов ребенок должен понимать и правильно показывать (животных, игрушки, бытовые предметы, цвета). Сюда же входит и понимание небольших грамматических конструкций на бытовые темы («возьми ложку», «хочешь пить?»). В активном словаре должно быть минимум 15-20 слов.

К 2 годам речь должна являться уже основным средством общения ребенка со взрослыми. В этом возрасте он охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми людьми, но речь еще не становится средством общения детей друг с другом.

Исследования показывают, что к 2 годам в норме ребенок уже может формировать предложения, состоящие из 3-5 слов. Если ребенок в 2 года этого делать не умеет, то уже можно говорить о задержке речевого развития.

После 2 лет наблюдается «лексический взрыв», когда ребенок самостоятельно формирует предложения и стремительно наращивает свой словарь.

С 2 лет специалисты уже могут поставить диагноз «задержка речевого развития». Однако на практике некоторые логопеды и родители предпочитают ждать появления речи до 2,6 лет. Это пограничная ситуация. С одной стороны, если ребенок не начал говорить в 2 года, это уже ЗРР. Но на практике многие дети успевают «выровняться» до нормы за эти 6 месяцев при условии, что имеют большой пассивный словарь и нормальное развитие в других сферах. В том случае, если фразовая речь не сформировалась к 2.6 годам, ждать дальше не имеет смысла, можно потерять драгоценное время.

К 3 годам словарный запас ребенка достигает 1200-1300 слов, обогащается состав речи – ребенок употребляет почти все части речи, хотя и не всегда правильно. Происходит расширение функций речи, она становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Темповая задержка речевого развития характерна для детей, у которых есть понимание обращенной речи, но сами они не говорят. Ситуация, когда ребенок «все понимает, но не говорит», без своевременной коррекции может привести к вторичной задержке психического развития, потому что после трех лет мышление и интеллект развиваются уже в вербальной форме.

Что делать? Это самый первый вопрос, который возникает у родителей детей с задержкой развития речи. Начинаем с поиска причины, которая препятствует развитию речи. Здесь также идет подразделение на те же группы, относящиеся к медицине и соцуму.

Когда ребенок должен начать говорить?Задержка развития речи (ЗРР) у детей в возрасте 3, 4 года, 5, 6 лет. Когда нужно начинать лечение ЗРР, ЗПРР в 3 года, в 4 года или в 5, 6 лет?

  • В 1 год ребенок должен не только произносить до 10 облегченных слов, но и знать названия нескольких предметов, даже если это самые простые например “сок”.
  • В 2 года ребенок должен строить не только фразы, но и соответственно короткие предложения, использовать местоимения и прилагательные, словарный запас в 2-х летнем возрасте увеличивается до 50 слов.
  • В 2,5 года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все буквы, кроме “л”, “р” и шипящих, задавать вопросы “где?”, “куда?”.
  • В 3 года ребенок уже должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, строить уже более осмысленные обороты речи.
  • В 4 года ребенок должен говорить грамматически правильно построенными фразами, употребляя все части речи, строить сложные предложения, уметь обобщать предметы в группы.
  • В 5 лет ребенок должен говорить практически как взрослый (словарный запас до 3000 слов, или более), правильно произносить все буквы и словосочетания, пересказывать текст, оценивать и сравнивать действия героев.
Читайте также:  Через сколько дней задержки тест покажет беременность

Если Ваш ребенок не способен выполнять описанные пункты, то вам просто необходимо показать ребенка специалисту Реацентра. Ведь на самых ранних стадиях речевого развития 3-х, 4 лет задержку речевого развития можно преодалеть полностью.  Помните – 

Признаки ЗРР. Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?Индивидуальные особенности как правило укладываются не более чем в 2-4 месяца. Если же Ваш ребенок в 2,5 года не говорит фразами – это однозначно замедление темпов речевого развития.Если вы заметили, что речевое развитие вашего ребенка в корне не соответствует возрастной норме, не медлите – срочно обратитесь к специалистам Реацентра!

Причины задержки речевого развития

Этиология данного нарушения различна. Поэтому проводят диагностику с участием разных специалистов, чтобы точнее определиться с причинами появления этой патологии. И уже исходя из результатов будет строиться коррекционная работа. Причины могут быть биологического характера и социально-психологические.

Не всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию. Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду. Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли.

Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается. Например, одни ведут себя доверчиво и ласково, в то время как другие могут плакать или кричать, бегать туда-сюда и не быть способными сосредоточиться, некоторые просто молчат. По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза.

Причины задержки речевого развития условно можно разделить на органические и психологические. К первой группе относят нарушения в период внутриутробного созревания, черепно-мозговые травмы, различные инфекции, повлиявшие на развитие ребенка, тугоухость, неврологические проблемы.

Одной из самых главных психологических причин, которая может негативно влиять на речевые способности, является неблагоприятный климат в семье, в которой растет и воспитывается ребенок. Если он часто наблюдает ссоры и ругань, или на самого ребенка часто кричат, то у него копится эмоциональный стресс, который может привести к ЗРР.

Еще одна из причин задержки речевого развития – педагогическая запущенность. Если с ребенком мало общаются, не вовлекают его в семейно-ролевое взаимодействие, часто включают ему мультфильмы на компьютере или гаджетах, не создают среду для получения новой информации, у него нет стимула говорить.

Речь не существует в отрыве от психики и нервной системы ребенка. Иногда в наш центр обращаются родители с жалобами только на то, что ребенок не говорит, в то время как проблема развития кроется намного глубже. Для некоторых детей диагноз «ЗРР» будет лишь начальным, и в будущем потребуется уточнение структуры дефекта, более тщательная диагностика и последующая коррекция.

Например, тем детям, которым в 2-2.5 года неврологи ставили условный диагноз «задержка речевого развития», который лишь описывает текущее состояние развития ребенка, в 3-3.5 года могут поставить диагнозы «алалия», «общее недоразвитие речи» (ОНР), «расстройство аутистического спектра» (РАС), а еще позже – «умственная отсталость».

Это обусловлено различными классификациями нарушений (медицинской и педагогической), а также существующей системой диагностики. Для постановки более точного диагноза необходимо время, различные диагностические процедуры и обследование ребенка различными специалистами (невролог, сурдолог, логопед, нейропсихолог, психиатр).

Конечно, не все случаи детей с ЗРР такие тяжелые. Часто к 3-3.5 годам при своевременной коррекции ребенок «выравнивается» так, что отличить от нормотипичного ребенка невозможно. Учитывая, что в логопедические детские сады принимают только с 4 лет, коррекцией ЗРР у таких детей занимаются логопеды из коммерческих центров.

Популярный вопрос, который задают многие мамы на первичной консультации: а может ли задержка речи компенсироваться без коррекции? Самопроизвольно ЗРР компенсироваться может при удачном стечении обстоятельств и исключительном везении. Но шансы очень малы. И никогда нельзя сказать наверняка, какова вероятность к такому исходу у конкретного ребенка.

ЗРР – это отставание в речи от нормы развития

Существует мнение, что если кто-то в семье поздно заговорил, то такая особенность может передаваться по наследству. Это не так. Передаваться по наследству может патология нервной системы, которая приводит к задержке речи. Поэтому ни в коем случае нельзя ждать до 3 лет.

Специалисты нашего центра рекомендуют не затягивать с консультацией логопеда, если в 2 года ребенок не разговаривает. Ранняя диагностика и коррекция – залог эффективного преодоления задержки речевого развития.

Специалисты затрудняются однозначно ответить, что именно является причиной речевой задержки. Выделяют физиологические и социальные факторы.

К физиологическим относят:

  • внутриутробные инфекции, травмы, кислородное голодание, перенесенные тяжелые заболевания, операционное вмешательство;
  • токсикоз беременности;
  • патологии органов артикуляции (неба, губ, языка);
  • нарушения слуха и зрения;
  • наследственная предрасположенность;
  • частые простудные заболевания;
  • органическое поражение мозга;
  • аутизм, детский церебральный паралич, задержка психического развития.

Данные нарушения влияют на общее состояние организма, ослабляют его, осложняя коррекцию речи. Преодолеть их не всегда представляется возможным. В таких случаях действовать нужно комплексно, лечить с привлечением одновременно нескольких специалистов.

Лечение задержки речевого развития будет более успешным при выяснении причины возникновения заболевания. Здоровье ребенка зависит от матери.

Во время беременности женщина может перенести ряд заболеваний, инфекций, оказывающих влияние на формирование органов плода, развитие головного мозга, нервной системы.

Курение, употребление алкоголя, прием антибактериальных препаратов сказываются на формировании организма.

К социальным факторам относят:

  • отсутствие внимания со стороны взрослых;
  • невнятная и слишком громкая речь родителей, ограничение общения, замещение его телевизором, компьютером;
  • отсутствие мотивации к познаванию окружающего мира (когда родители исполняют любую прихоть ребенка), гиперопека;
  • воспитание в двуязычной семье;
  • чрезмерное давление со стороны взрослых, принуждение к занятиям, оказывающим отрицательное влияние на желание говорить;
  • педагогически запущенный ребенок.

В случае отсутствия физических отклонений вовремя начатое лечение дает хорошие результаты. Задержка речевого развития у детей 3 лет поддается коррекции лучше, чем если она будет проводиться гораздо позже. Занятия могут проводиться в любом возрасте. И в 4 года, и в 5 лет они помогут ребенку начать общаться.

Но, если родители не обратились за помощью и малыш достиг семилетнего возраста, вероятность отставания от сверстников увеличивается. Школьная программа окажется непосильной для детей с задержкой речевого развития. В таких случаях предлагается посещение вспомогательной школы и обучение по специальной программе.

Причины задержки речевого развития могут иметь разные истоки. Заболевание может быть спровоцировано как биологическими, так и психологическими предпосылками. К первому типу относятся следующее:

  • тугоухость;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • гипоксии;
  • родовые удушения;
  • травмы, полученные при родовой деятельности;
  • преждевременное рождение;
  • переношенность;
  • недоразвитость мышц рта, лица;
  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • осложнения после введения активных вакцин;
  • гипотрофия.

Наиболее часто состояние связано с родовыми проблемами, перенесенными воспалительными заболеваниями (преимущественно теми, которые затрагивают мозговые оболочки). В отдельных случаях задержка речи у ребенка может быть наследственной: если один из родителей смог заговорить только в позднем возрасте, генетически несвоевременно развиться речь может и у ребенка.

Физиологические предпосылки развития болезни являются первичными, так как связаны с физическим состоянием детей.

Социальные причины охватывают психологическую сферу ребенка. На становление речи может повлиять семья (возникает недостаток речевого взаимодействия), появление психосоматического синдрома – «госпитализма», недостаточность педагогических мер и невостребованность общения в социальной среде, где находится ребенок – часто причиной последнего состояния становится гиперопека. Как правило, социальные причины носят вторичный характер.

Но как показывает практика однозначно установить причину появления задержки речевого развития бывает крайне сложно.

Биологические предпосылки ЗРР:

  • тугоухость;
  • гипоксии;
  • незначительные мозговые дисфункции;
  • недоношенность или рождение позже установленного срока;
  • травмы во время родов;
  • недоразвитость мышц рта и лица;
  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • осложнения после вакцинации;
  • гипотрофия.

Обычно задержки речевого развития появляются именно после воспалительных заболеваний, особенно связанных с мозговыми оболочками. Также большую роль играют родовые травмы и имеет место наследственный фактор: если оба или один из родителей в свое время начали говорить поздно, есть вероятность, что и у ребенка проявится эта особенность.

Социальные предпосылки задержек речи — это психологический фактор, который обусловлен недостаточным вниманием, общением и воспитанием ребенка.

В некоторых случаях, наоборот, всему виной гиперопека и чрезмерное желание родителей всегда и везде быть рядом с малышом, все контролировать и знать. И недостаток речевого взаимодействия, и отсутствие педагогических мер и их избыток могут привести к задержкам речевого развития.

Задержка развития речи — сигнал, который посылает нервная система, когда ее функции нарушены. Поэтому важно принимать лекарственные препараты, которые назначает невролог.

Причины отставания речи могут быть как врожденными, связанными с анатомическими особенностями. Так и приобретенными, влияние на которые оказывает окружение малыша.

Определение степени задержки речевого развития

Иногда к нам обращаются клиенты, детям которых в карточке для детского сада написали следующее: «ЗРР 3 степени», «ЗРР 2 степени», «ЗРР 1 степени». Что под этим имеется в виду? Диагноз «задержка речевого развития» может поставить как логопед, так и невролог. Сам по себе термин «ЗРР» описательный: он лишь подтверждает факт, что речь развивается не по норме, без указания на структуру дефекта и причины нарушения.

Степени развития речи определяют логопеды, объединяя в своих записях вполне конкретный диагноз «ЗРР» и степень развития речи. Чтобы понимать, что же такое ЗРР 3 или 1 степени, вкратце познакомимся именно со степенями развития речи. 1 степень является самой «жесткой». Она характеризуется лепетанием, звукоподражанием, отсутствием связных предложений, в употреблении ребенка только отдельные осмысленные слова, как правило, касающиеся бытовых предметов.

2 степень – ребенок строит предложения, но слова могут носить «лепетный» характер, быть незаконченными. Начинается использование различных грамматических форм.

3 степень – у ребенка имеется развернутая речь с небольшими отклонениями в произнесении звуков, грамматических форм слов.

Несмотря на общепринятое деление по степеням (уровням/стадиям) у двух детей с одинаковыми записями в карточке могут быть совершенно разные трудности. С одним ребенком нужно больше заниматься грамматикой, а с другим – объяснять разницу между звуками.

Читайте также:  Как научить ребенка говорить в 2 года: развитие речи у детей до 3 лет (игры, упражнения)

Признаки задержки речевого развития

Первая речевая реакция малыша — это постродовой плач. Ребенок попадает в новые для него условия, и крик — способ реагирования на эти изменения, в котором участвуют голосовой, артикуляционный и дыхательный отделы.

Примерно до 9-12 месяцев ребенок агукает, проходит этапы гуления и лепета. Затем малыш произносит первое слово, второе, и в год обычно уже знает 10 слов. При этом установлено, что слов, значения которых известны ребенку, гораздо больше чем тех, которые он может произнести вслух.

Приблизительные нормы, когда ребенок должен говорить словосочетания, формировать небольшие предложения и сколько нужно знать слов в определенном возрасте, различаются в зависимости от пола. Специалисты допускают отставание в 2-3 месяца для девочек и в 4-5 месяцев для мальчиков, но иногда ребенок молчит дольше из-за индивидуальных особенностей: темперамента и характера.

Признаки задержки речевого развития должны стать поводом показать ребенка педиатру, логопеду, детскому неврологу, чтобы можно было выяснить причину состояния.

К признакам ЗРР относятся:

  • отсутствие лепета и гуления в первый год жизни, их малая активность или однообразное звучание;
  • отсутствие реакции на звук в возрасте до 1 года;
  • неправильное повторение чужих слов (эхолалия) до 1,5-летнего возраста или отсутствие попыток;
  • невозможность в возрасте 1,5-2 лет выполнить простое действие со слов взрослых;
  • неумение составить простые фразы в 2,5-3 года;
  • отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок может только повторять чьи-то фразы и слова);
  • предпочтение других способов общения (мимика, жесты).

При этих тревожных сигналах следует показать ребенка специалисту.

Основными отклонениями от нормы считаются:

  • отсутствие активности в доречевом периоде, вялая реакция на появление родителей, гуление и лепет начинаются значительно позже 4 месяцев или вовсе не появляются;
  • слабая реакция на посторонние звуки в год;
  • нежелание жевать твердую пищу (ребенок давится, если еда не перетерта) в возрасте полутора лет;
  • эхолалия (неосознанный повтор звуков и слов за взрослыми);
  • отсутствие навыка показа по образцу в 1,5-2 года;
  • бедный словарный запас к 2 годам или отсутствие такового;
  • непонятная для окружающих речь к 3 годам;
  • отсутствие фразовой речи;
  • неумение составлять простые предложения к 3 годам;
  • замена речи жестикуляцией;
  • ускоренная или замедленная невнятная речь;
  • слюнотечение, открытый рот (в связи со слабостью артикуляционных органов и наличия парезов);
  • к 5 годам нет фразовой речи, присутствует жестикуляция, отстраненность.

Подобные симптомы проявляются с 2-х лет. Отсутствие динамики в развитии и присутствие хотя бы одного признака должны послужить причиной тревоги. Особенного внимания заслуживают пятилетние дети. Этот возраст считается старшим дошкольным. Не говорящий ребенок не сможет полноценно развиваться рядом с остальными детьми.

Коррекция ЗРР

Способ лечения задержки речевого развития зависит от того, какими причинами были вызваны отклонения в протекании развития. Если задержка развития речи у ребенка носит социальный или психологический характер, нужно организовать ребенку среду, подходящую для гармоничного развития коммуникационных навыков.

Должна проводиться стимуляция речи ребенка, грамотный подбор необходимого словарного запаса и материала, демонстрирование модели правильного ведения разговора, проговаривание всех действий и окружающих предметов.

Лечением задержки речевого развития занимаются, как правило, неврологи и логопеды. В тех случаях, когда задержка речи обусловлена психологическими причинами, к коррекции подключается психолог.

Например, в практике нашего центра был случай, когда неврологически абсолютно здоровый мальчик в 3 года совсем не разговаривал. Причиной был психоэмоциональный отказ от речи и педагогическая запущенность. Семья была с хорошим достатком. Мама родила сына почти в 40 лет, и ее стиль воспитания был непоследовательным.

С одной стороны, гиперопека с низким уровнем запретов и требований. В 3 года ребенок не посещал детский сад, только «развивашки». Не был приучен к горшку, постоянно находился в подгузниках (не потому, что отказывался ходить на горшок, а по причине того, что мама не начала приучение до обращения в центр).

В дополнение к этому было выявлено, что мама переносит на ребенка подсознательные эротические чувства: она практиковала совместный сон и ночные кормления грудью (по рекомендациям ВОЗ рекомендуется сохранять грудное вскармливание до 2-х лет. По мнению психологов, после 2-х лет кормление грудью отрицательно влияет на формирование личности и на детско-родительские отношения, ухудшает сепарацию ребенка от матери).

В то время как с мужем у мамы мальчика были прекращены сексуальные контакты, и готовился развод (она призналась, что «ей не нужны больше мужчины, ведь теперь есть сын»). Со стороны такое поведение кажется вполне безобидным, ведь просто мама спит вместе со своим трехлетним сыном, но психологически это очень нездоровая почва.

Кроме того, часто мама срывалась на ребенке, так как он был «неудобным», регулярно шалил и не слушался. Детско-родительские отношения можно охарактеризовать как «эмоциональные качели»: от любви до ненависти один шаг (часто такое явление можно наблюдать во взрослых парах мужчины и женщины). С одной стороны, полное потакание прихотям ребенка, его инфантилизация, с другой – сливание агрессии и гнева на него же. Вследствие этого у мальчика развилась сильная задержка речи и психического развития. Мама была направлена к психотерапевту.

Чтобы максимально быстро и эффективно помочь ребенку с диагнозом ЗРР, центр «Эмбер» перед началом занятий с логопедом или дефектологом рекомендует провести консилиум специалистов. Он помогает, прежде всего, установить причины ЗРР, понять, насколько серьезная у ребенка задержка и не скрываются ли под ней более сложные диагнозы.

Принимает ли ребенок какие-нибудь лекарства, назначенные неврологом, какие слова он знает и употребляет, каков его пассивный лексический запас, нет ли каких-либо дополнительных диагнозов или отклонений – все это важно для составления коррекционного плана занятий. Коррекцией речи при ЗРР занимаются логопед и дефектолог, реже с ребенком или семьей работает психотерапевт или психолог.

Важная составляющая нашей методологии – создание благоприятной обстановки для ребенка, формирование положительной мотивации для речи. Также огромное значение мы уделяем развитию крупной и мелкой моторики, которые сильно влияют на развитие внимания, координации, воображения, образования новых нейронных связей.

К нам обратилась мама мальчика 2,2 лет. Из анамнеза: осложненная беременность, преждевременные роды в 36 недель путем ЭКС. Весь первый год жизни – наблюдение у невролога в связи с задержкой моторного развития, по результатам нейросонографии – расширение и асимметрия боковых желудочков головного мозга.

До 2 лет мальчик вообще не говорил, в 2,2 года было частичное звукоподражание (“мяу”, “бабах”, “пи-пи”, “топ-топ”) и несколько слов, обозначенных первым слогом.

Стал заниматься на дому с нашим логопедом-дефектологом Цветниковой Л.В. 2 раза в неделю, прошел курс логопедического массажа и один курс Томатис-терапии. Стремительно стал нарастать лексический запас, появилась фразовая речь, стал запоминать и воспроизводить стихотворения и песенки. В итоге в возрасте 2.8 лет диагноз ЗРР неврологом был снят.

ЗРР – нарушение, хорошо поддающееся коррекции. Если родители вовремя его диагностировали, было проведено комплексное обследование, подобраны нужные методики, то прогноз – благоприятный. К возрасту 5-6 лет речевое развитие ребенка уже достигает нормы. Но это при условии комплексного подхода к лечению и выполнении родителями всех рекомендаций специалистов.

Существует ряд профилактических мер, уменьшающих риск появления ЗРР:

  • соблюдение всех рекомендаций и создание благоприятных условий для внутриутробного развития ребенка;
  • создание благоприятных условий в первые годы жизни;
  • активное общение с малышом, оказание поддержки и стимулирование к коммуникации;
  • чаще играть с малышом в развивающие игры;
  • обеспечить комфортный, в соответствии с детским возрастом, информационный поток для ребенка.

Желательно периодически посещать логопеда и других специалистов для контроля за состоянием развития ребенка.

Но если ребенок не получил своевременно помощь специалистов, то он может отставать от сверстников не только в речевом плане, но и в интеллектуальном и психическом. Также у него может развиться более сложное речевое нарушение, которое станет причиной проблем в усвоении программы детского сада и школы.

ЗРР – это речевое нарушение, которое легко поддается лечению. При вовремя начатой коррекционной работе малыш быстро догоняет своих сверстников и не испытывает затруднений в общении и обучении.

Диагностика задержки речевого развития

Ребенку не дают сказать

При подозрении на развитие задержки речевого развития требуется проконсультироваться с несколькими специалистами для установления точной причины отклонения и назначения адекватного лечения.

Требуется консультация логопеда, педиатра, психолога, психиатра и отоларинголога, причем самым первым врачом станет педиатр, так как он может оценить общее состояние ребенка и дать направление к нужному специалисту.

Неврологический осмотр с проведением нужных исследований состояния головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий) требуется для определения наличия патологий в головном мозге.

Отоларинголог исключает присутствие ушных заболеваний (глухоты и хронического отита), а также аденоидов.

Расширенное обследование нарушения проводит логопед. На первом этапе собирается анамнез болезни, а также заключений предыдущих специалистов о наличии или отсутствии сопутствующих отклонений. Определяется текущее состояние речевого аппарата, особенности коммуникации ребенка, состояние слуховых и зрительных реакций.

При исследовании речи детей до года, как правило, рассматривается поведение как в естественной среде, так и искусственно созданной. Анализируются доречевые реакции и голосовые проявления малыша.

В более позднем возрасте, если в речи есть слова, фиксируется момент, в который они были произнесены, проверяется обширность активного и пассивного словарного запаса, общее речевое поведение ребенка, присутствие фраз или предложений.

девочка закрыла уши руками, родители кричат

Для диагностики психологического и речевого развития психологи детского профиля и логопеды используют Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкала раннего речевого развития.

Задержку речевого развития нужно отделить от общих отклонений (аутизма, олигофрении, мутизма) и общего недоразвития речи любого из уровней.

Присутствие вышеперечисленных отклонений должно насторожить родителей. Не стоит думать, что, если кто-то из взрослых в детстве молчал в 4, 5 лет, а потом резко заговорил, то же произойдет и с ребенком. Случаи были, но не нужно рисковать напрасно. Упущенное время для занятий и лечения задержки речевого развития может пагубно сказаться на будущем малыша.

Для подтверждения диагноза необходимо посетить ряд специалистов. Среди них обязательно должен присутствовать педиатр, невролог, лор, логопед, психолог. Они проводят подробное изучение истории болезни.

Медицинское обследование поможет обнаружить физиологические патологии, даст возможность оценить состояние мозговой активности, микропоражений, наличие тугоухости и других заболеваний, способствующих появлению задержки речевого развития у детей. На основании анамнестических данных и заключения лечащего врача логопед проводит собственный осмотр.

Специалист должен оценить состояние артикуляционного аппарата, моторики, ориентацию в пространстве, уровень коммуникации, наличие словаря. Исключаются психические расстройства (аутизм), нарушения интеллекта (олигофрения). Только после проведенного медико-педагогического обследование можно приступать к коррекции.

Логопед занимается постановкой отсутствующих звуков, развитием фонематического слуха, связной речи, учит пересказывать короткие рассказы, описывать картинки. Наиболее эффективными будут занятия с дефектологом.

При полном отсутствии речи нет смысла ставить звуки. Прежде всего, необходимо побудить малыша к общению. Научить оперировать звуками, словами, показать, что гораздо проще получить желаемое, если это проговорить, а не требовать, истерично топая ногами.

Читайте также:  Задержка речевого развития - симптомы, признаки, лечение (ЗРР, ЗПРР), задержка развития речи у ребенка.

девочка сидит рядом со школьной доской

Если родители обнаружили у ребенка хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений ЗРР, его нужно показать специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов ее исправить.

В первую очередь, стоит обратиться к педиатру. Он проведет осмотр и может дать направление к другому специалисту: неврологу, психологу, психиатру и оториноларингологу. Обязательно рекомендуют пойти к логопеду.

Диагностические меры состоят из следующих:

  • неврологический осмотр с проведением обследования головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий);
  • оториноларингологический осмотр для выявления глухоты и хронического отита, проверки аденоидов;
  • логопедическое обследование: изучение речевого аппарата и особенностей коммуникации, наличие слуховых и зрительных реакций.

Логопеду важно провести полное обследование с учетом заключений других специалистов, сопоставить полученные данные с предыдущими, если ребенок раньше уже посещал логопеда.

Малышей до года обследуют в естественной и искусственно созданной среде. Анализируются доречевые реакции, голосовые проявления малыша.

В более позднем возрасте важно проверить соответствие текущему уровню речевого развития и показателям нормы: словарный запас, речевое поведение ребенка, умение оперировать фразами и составлять предложения. Выявляется, в какой момент ребенок произносит те или иные слова.

Психологи и логопеды для диагностики используют собственные методики, например, Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкалу раннего речевого развития. Главная задача специалистов этих профилей — отделить ЗРР от аутизма, олигофрении и прочих психических задержек.

В случае ЗРР обследование проводит не только логопед, потому что часто данная патология сопровождается задержкой психического развития. Вначале вы идете на прием к педиатру, который посмотрит на общее состояние малыша и направит к нужным специалистам.

Затем проводят неврологическое обследование. Это поможет определить состояние речевых центров и наличие или отсутствие минимальной мозговой дисфункции. Отоларинголог проверит состояние слуха, чтобы исключить глухоту и тугоухость.

Обследованием речи занимается логопед. Он изучает анамнез, смотрит результаты проверки других специалистов. Логопед исследует состояние артикуляционного аппарата. Обращает внимание, есть ли у малыша потребность в общении, как он коммуницирует с другими людьми. Если диагностика проводится в возрасте до года, логопед смотрит на речевое поведение малыша как в естественной обстановке, так и в искусственно организованной; особое внимание обращает на состояние его вербального развития.

Если обследование проводится после года, логопед фиксирует появление первых слов и фразовой речи; оценивает звукопроизносительную сторону. Проверяет словарный запас: соответствует ли он норме, понимает ли малыш обращенную к нему речь. Для оценки психологического и речевого развития логопеды используют специальные методики: Денверский тест психомоторного развития и другие методики для проверки состояния в раннем возрасте.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР у детей подразумевает комплексный подход, который включает и медикаментозное лечение, и психологический, и логопедический способ устранения проблемы. Выбранный метод коррекции зависит только от причины, вызвавшей ЗРР.

Если провоцирующим фактором стала психолого-социальная обстановка, ребенку обеспечивают гармоничную окружающую среду. Обычно родителей призывают направить ребенка в детский сад или группу дневного пребывания, где он смог бы контактировать со сверстниками и учиться общению.

Параллельно осуществляется стимуляция речи ребенка, расширяется его словарный запас, проводятся различные игры и развивающие занятия, где «учитель» (логопед, психолог, родитель) показывает, как правильно нужно вести разговор.

Медикаментозное лечение проводится под наблюдением врача-невролога, если у ребенка выявлены патологии головного мозга. Эффективными методами медицинской коррекции являются:

  • логопедический массаж;
  • прием ноотропных средств;
  • физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия).

Физиолечение способствует активации центров мозга, ответственных за речь и интеллектуальные способности. Логопедический массаж — пальчиковая и предметная проработка щек, губ, определенных точек языка — улучшает моторику языка, подвижность мышц лица и губ.

Среди прочих логопедических мер — звукоподражание, гимнастика для лицевых мышц, скороговорки.

ребенку проводят обследование мозга

Упражнения при задержке речевого развития проводятся, как правило, в домашних условиях с помощью психолога и логопеда. Иногда психологическая помощь не требуется.

Коррекция логопедической гимнастикой подходит для детей старше 3 лет. Специалист, занимающийся с ребенком, уделяет внимание развитию не только речи, но и зрения, слуха, т.е. совместной работе анализаторов.

Логопеды чаще всего используют несколько методов:

  • лечебные дидактические игры (упражнения);
  • творчество (рисование, лепка, создание аппликаций);
  • способы улучшения слуховой и зрительной внимательности;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса;
  • улучшение речевых навыков (обучение связному выражению мыслей).

Методы лечения всегда подбираются индивидуально с учетом причины, вызвавшей ЗРР. В некоторых случаях требуется применение особых методик.

На основе выявленной причины возникновения отставания речи дефектолог строит свои занятия. В случаях педагогической запущенности или отрицательной социальной обстановки, в которой находятся дети с задержкой речевого развития, необходимо создать благоприятный фон, настроить малыша на работу, вызвать интерес к происходящему.

По возможности следует проговаривать с ним каждое действие, предмет, звук. Наиболее эффективным будет подбор демонстрационного материала, карточек с изображениями, звуковое сопровождение, обыгрывание сказок.

ребенок занимается с дефектологом

Основной упор делается на развитие познавательных процессов, внимания, памяти, игровой деятельности, вызывание речи. Ребенок не должен получать отрицательные эмоции от занятий. Так как дети познают окружающий мир через игру, то его следует учить не просто манипулировать игрушками, а устраивать сюжетно-ролевые игры. Малыш должен с удовольствием включаться в процесс.

При обнаружении нарушений работы мозга детский невролог назначает препараты, стимулирующие активность речевых зон. В комплексной терапии используется массаж, магнитотерапия, электрофорез. Психолог оценит состояние, поможет справиться с комплексами, ведь ребенок начинает осознавать, что не такой, как остальные.

Неумение общаться со сверстниками не дает ему в полной мере преодолеть психологический барьер, что сказывается на результатах работы. Такие дети играют обособленно. Попытки наладить контакт с другими приводят к полному отстранению.

И все же основной труд ложится на плечи родителей. Они больше времени проводят с ребенком. Проконсультировавшись с дефектологом, психологом и другими врачами, они должны понимать, что от их заинтересованности зависит будущее любимого чада.

Специалисты предлагают домашние задания, рекомендуют упражнения, направленные на устранение проблемы. Работая слаженно, уже через несколько занятий можно увидеть положительную динамику. Обычно уже к школе такие дети прекрасно разговаривают, а по развитию даже превосходят сверстников.

Особенности коррекционной работы зависят от причины появления нарушения. Если оно было вызвано социальными факторами – создают благоприятную для ребенка среду, в которой развивают его коммуникационные умения. У малыша формируют потребность в общении, для этого нужно создавать ситуации успеха и хвалить его за любые достижения.

Для проведения логопедических занятий подбирают речевой материал в соответствии с возрастом. Логопед учит малыша взаимодействовать с окружающими при помощи речи, занимается коррекцией звукопроизношения и расширяет его словарный запас. На уроках обязательно используют наглядный материал.

Если причиной ЗРР являются патологии головного мозга, необходимо медикаментозное лечение. Его подбирает невролог, и оно обычно включает прием препаратов, повышающих активность работы речевых центров, курс массажа, магнитотерапию и электрорефлексотерапию.

Но у этих процедур имеются противопоказания, поэтому назначать их может только врач. Логопедический массаж направлен на нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Иногда назначают курс общего массажа.

На индивидуальных логопедических занятиях специалист использует артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Логопед подбирает подходящие дидактические игры, которые расширяют словарный запас малыша и формируют навыки связной речи. План коррекционной работы составляется индивидуально с учетом психофизиологических особенностей ребенка.

Рекомендации для родителей

После постановки диагноза мамы и папы не должны впадать в панику. После консультации со специалистом, правильных занятий задержка речевого развития у ребенка может быть устранена в кратчайшие сроки.

Обращение к специалистам поможет избежать осложнений и добиться полного излечения.

Чтобы помочь ребенку настроиться позитивно, следует придерживаться простых правил:

  • нельзя все время одергивать малыша, делать акцент на дефекте;
  • побуждать к занятиям, но не заставлять;
  • проговаривать каждое действие по несколько раз, показывать, как правильно;
  • разрешать крохе участвовать в мытье посуды, уборке, давать больше самостоятельности;
  • не использовать сложные предложения, обороты;
  • читать и заучивать короткие стихи, потешки, поговорки, петь песенки;
  • желательно меньше проводить времени за просмотром телевизора, компьютера;
  • развивать силу выдоха специальными упражнениями;
  • каждый день выполнять артикуляционную гимнастику, стоя перед зеркалом;
  • играть в игры для развития мелкой моторики с помощью подручных средств: круп, фасоли, шишек, массажных мячиков;
  • хвалить ребенка, даже если у него не получается выполнять упражнения.

Профилактические меры и прогноз коррекции

Задержка речи у детей хорошо поддается коррекции. Важно вовремя начать лечение, так как в более молодом возрасте оно является максимально эффективным – при проведении интенсивной терапии в детстве дети с отклонениями могут уже к 5-6 лет достигнуть должного уровня, даже если раньше у них наблюдалась задержка речевого развития.

Максимальная эффективность терапии достигается при комплексном подходе к лечению: нужно соблюдать все рекомендации врачей, в компетенции которых находится конкретный вид отклонения.

Также важна среда, в которой развивается ребенок: помимо лечебных мероприятий нужно создать подходящую для развития коммуникации обстановку.

Профилактикой появления состояния, связанного с таким заболеванием, как задержка речевого развития у ребенка, являются следующие мероприятия:

  • создание условий, необходимых для гармоничного протекания беременности;
  • сокращение риска получения ребенком удушения при родах и родовых травм;
  • обеспечение нормального протекания постнатального развития;
  • создание нормальных семейных условий для развития речевой коммуникации;
  • предоставление детям развивающих игр, игрушек;
  • обеспечение нормального, актуального, адекватного возрасту ребенка информационного потока.

Для контроля состояния ребенка при задержке речевого развития (как текущего, так и вылеченного) необходимо регулярное посещение логопеда в профилактических целях. Даже если состояние не имеет признаков ЗРР, желательно посещать врача для оценки текущего развития.

Появление малыша в семье означает еще и большую ответственность. Дети требуют постоянного внимания. Нужно быть готовым ко многим трудностям. Общение и близость с ребенком помогут избежать отставания в развитии и предупредить задержку.

Больше играйте с ним в подвижные игры, уделяйте внимание разным мелочам, объясняйте, почему стало темно или куда летит птичка. Предлагайте лепить из теста, пластилина, рисовать, раскрашивать, вместе рассматривать и читать детские книги. Уберите бесполезные мягкие игрушки. Приобретите конструктор, пазлы, кубики, головоломки.

Если же заболевание проявилось, не показывайте, что малыш не такой, как остальные. Чем раньше будут начаты занятия, тем быстрее ребенок заговорит. Не оттягивайте консультацию с врачами, логопедом. Своевременная комплексная помощь поможет преодолеть задержку речевого развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *