Отечественные методики обучения чтению

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

Когда ребенок хорошо освоил алфавит, наступает время научить его складывать буквы в слоги и читать их. Многие мамы и папы мучаются вопросом, как же ему рассказать все про звуки и слоги, как научить его соединять буковки, а потом объяснить, как складывать слова.

Умение читать – это навык, который должны привить ребенку, прежде всего, его родители. Не стоит ожидать, пока сын или дочь пойдет в 1 класс, где ими будут заниматься педагоги, ведь, во-первых, детям очень нравится изучать что-то новое с родителями, а, во-вторых, мама и папа могут существенно помочь подготовится к переломному в жизни дошкольника моменту.

Понимая, как правильно и быстро научить ребенка в 7 лет читать, родители могут превратить подготовку ребенка к 1 классу в увлекательное занятие, а обучение чтению по слогам – в интересную игру. На самом деле, это не сложно, но, конечно, такие занятия требуют определенных временных и моральных затрат, но полученные результаты этого действительно стоят.

Как утверждают детские психологи, самым оптимальным для обучения ребенка чтению является возраст 4,5-6 лет. На практике же многие детки сами изъявляют желание учиться примерно с 5-летнего возраста. Существует ряд показателей, по которым можно судить, готовы ли ваша дочка или сын к таким занятиям.

Данный процесс является трудоемким, сложным и весьма ответственным. Родители должны проявить настойчивость и упорство, иначе все их усилия будут напрасными, однако при этом атмосфера при обучении должна быть доброжелательной, чтобы не отбить у ребенка желания учиться.

Чтобы процесс обучения протекал как можно легче для младшего школьника, необходимо:

  1. Правильно подобрать обучающее пособие. Лучше всего отдать предпочтение названному выше букварю Н. С. Жуковой, где максимально подробно расписаны и учтены все особенности букв и слогов.
  2. Изучать гласные и согласные звуки в правильном порядке. Сначала необходимо выучить открытые, «твердые» гласные: А, О, Ы, У, Э. Затем можно переходить к изучению твердых звонких согласных букв: М и Л.

Только после этого можно переходить к изучению шипящих звуков Ж, Ш, К, Д и пр.

  • После пройденного этапа необходимо проводить его повторение с целью закрепления результата.
  • Далее можно переходить к обучению чтению по слогам. Согласную букву необходимо протягивать как можно дольше, чтобы она мягко и плавно перетекала в гласную. Например, слог «ма» необходимо произносить следующим образом: «ммммм-аааа».
  • Первые изучаемые слоги должны быть несложными: ма, ла, ло и пр.
  • Когда ребенок научится читать простые слоги, можно учить его более сложным: АВ, ОМ, УС и пр. И только после прохождения этого этапа следует переходить к чтению целых слов.
  • На сегодняшний день ребенка в первый класс нужно вести уже подготовленным. Он должен знать не только буквы, но и уметь читать. Далеко не все детки ходят в дошкольные детские учреждения, а в детских садах не везде учат грамоте и буквам. Поэтому очень часто перед родителями встаёт вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях.

    Сразу возникает множество вопросов: с чего начать, какую методику выбрать, чтобы было быстро и эффективно. Способы учебе чтения по слогам настолько разнообразны, что многие мамы и папы просто теряются. Попробуем по порядку разобраться в этих вопросах.

    Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

    1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
    2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
    3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
    4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер.
    5. Приобретите несколько толковых учебников: букварь (автор Н. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
    6. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
    7. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
    8. Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

    Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

    Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.

    Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» – это буква «Эм», «Б» – это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», – сказала я.

    Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.

    1)Первое.Совет по выбору методики и пособия.Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова (см. фото).

    Обучение чтению родителями дома, когда они не знают методики обучения — все равно, что дать ребенку ложку, но не сказать, как ею пользоваться. В нашей статье мы рассмотрим, что нужно знать родителям и каких основных ошибок избегать, чтобы правильно научить ребенка читать самостоятельно.

    Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики. Сегодня разговор пойдет о том, как научить ребенка быстро читать в домашних условиях. По этому поводу существует как минимум три мнения:

    1. Психологов, которые считают, что лучший возраст для обучения от 4 лет;
    2. Педагогов – среднестатистический ребенок начинает демонстрировать интерес к буквам под картинками с 5 лет;
    3. Мамочек на детской площадке – у них все дети поголовно читать начинают раньше, чем говорить. Ну, в крайнем случае, лет с трех.
    • Не принуждайте. У каждого малыша свой темп развития. Некоторые в три года бойко рассказывают стихи, а другие к этому времени только начинают внятно разговаривать. Интерес к чтению проснется раньше, если Вы будете заниматься с детьми с младенческого возраста, развивать речь, память, внимание.
    • Читайте постоянно. Знакомьте своих детей с миром литературы, начиная с первых дней их жизни. Переходите от незамысловатых книжек с яркими картинками к более серьезным произведениям. Читайте сказки на ночь и в дороге, заменяйте ими мультфильмы и компьютерные игры. Если сын или дочь уже взрослые, водите их по специализированным магазинам, покупайте новые тома вместе. Пусть ребенок видит, что мама и папа тоже читают – ничто так не способствует развитию интереса, как родительский пример.
    • Сначала изучайте звуки. Не объясняйте на начальном этапе, чем «р» отличается от «эр». Это сделает учительница. Лучше научите складывать слоги, читать несложные слова. Постепенно углубляйте знания, чтобы в голове ученика не было каши.
    • Читайте вслух. Засекайте минуту и считайте, сколько слов успел прочесть ребенок за этой время. Устройте соревнование, если у него есть братья или сестры. За каждое улучшение результата дарите маленький презент: новый набор фломастеров, раскраску, книжку или что-то вкусненькое. В качестве поощрениям может выступать увеличение «компьютерного» времени или освобождение от домашней работы (не гуляешь сегодня с собакой, не моешь посуду).
    • Повторяйте. Малыш забудет, что буква «ы» уже была, если Вы не будете периодически вспоминать о ней. Регулярно проводите небольшие проверочные работы в игровой форме. Перед началом занятий просите своего ученика рассказать, что было на прошлом уроке.
    • Учитесь везде. По дороге в садик читайте вывески, вспоминайте имена сказочных персонажей, название растений, еды или животных на ту букву, которую недавно выучили, чертите слоги палочкой на песке или земле.
    • Не забывайте о практической ценности. Докажите, что только грамотный человек может писать поздравительные открытки родственникам, составлять списки продуктов, читать инструкции. Составьте вместе фамильное дерево, узнайте инициалы каждого близкого родственника.

    Если Вы не знаете ничего о своих корнях, обратитесь в Дом Родословия. Мы найдем информацию о Ваших предках и расскажем от кого ваша семья берет начало. Наши клиенты гарантированно получат:

    1. Сертификат основоположника
    2. Бесплатную курьерскую доставку по Москве и Петербургу.

    Ребенок с удовольствием будет изучать буквы по красочно оформленной книге, где будет написано не только о далеких прабабушках и прадедушках, но и о нем самом, его маме и папе, братьях и сестрах.

    • Занимайтесь регулярно. Учитесь каждый день и получите результат. Определите точное время, когда ребенок будет работать, и соблюдайте график. Не забывайте включить в новый режим свободные дни, чтобы у малыша было время на отдых.
    • Используйте закладку. Если Вы закроете ею уже прочитанный фрагмент, детям будет легче сосредоточиться на следующем отрывке.
    Как научить ребенка читать по слогам? видео-уроки
    Как научить ребенка читать по слогам? Видео-уроки

    Слоговый метод

    Обучить ребенка связному чтению не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это довольно серьезное дело, которое требует терпения, усидчивости и некоторой подготовки самих родителей. Процесс выработки навыков чтения складывается из трех шагов:

    • заучивание букв и обозначающих их звуков;
    • складывание букв в слоги и практическая тренировка их чтения;
    • складывание слогов в слова и отработка слитного чтения.
    Читайте также:  Коричневые выделения во время овуляции

    Первый шаг обычно не вызывает затруднений у детишек, они быстро запоминают буквы в процессе игры. Следующий же шаг, чуть ли не самый важный и ответственный, дается многим деткам не очень легко. Возникшие трудности могут отбить охоту и существенно затормозить процесс. Не сдавайтесь и продолжайте систематические занятия, даже если дело серьезно замедлилось. Подбадривайте ваше чадо, чтобы он почувствовал себя увереннее.

    Прежде чем приступать к обучению, убедитесь наверняка, что ваш очаровательный студент знает буквы алфавита и без труда их идентифицирует. Для тестирования навыков дайте малышу азбуку и попросите назвать буквы. Обычно деткам на это требуется 2-3 минуты. Это означает, что на распознание одной буковки у него уходит 4-6 секунд.

    • Учите ребенка звукам, а не буквам, это упростит процесс последующего обучения. Например, не «дэ», «тэ», «мэ», а «Д», «Т», «М». Гласные должны быть длинными «ууу», «ааа». Начните практику с «А». Она проще всего для детей, они ее быстро запоминают и определяют. Как только ученик будет хорошо ее определять, приступайте к согласным. Затем начинайте составлять слоги «МА», «ДА», «ГА». Как только это будет получаться, начинайте строить слова: «ба-ба», «ма-ма». После отработки навыков с буквой «А» приступайте к практике с буквой «О», потом «У», «И».
    • Если малышу алфавит хорошо знаком, поиграйте с ним. Покажите ему, как собирать простые слова «да-ша», «ка-ша», «ли-за», «ли-са», «рот», «дом», «ко-за».
    • Переходите к 3-сложным словам.
    • Обучение в игре – самое оптимальное и интересное для ребенка.

    В процессе обучения активно используйте наглядные пособия. Подготовленные заранее красочные картинки, тематические видео-материалы могут стать вашими помощниками в этом нелегком деле.

    Самостоятельно научить кроху читать, не опираясь на дидактический материал, довольно трудно (подробнее в статье: как научить ребенка научить быстро читать и улучшить речь?). Заранее приобретите букварь, он вам понадобится. Сейчас они выпускаются в большом ассортименте – есть и классические, есть и оригинальные. Самыми интересными и практически обоснованными можно назвать методики Н. Жуковой и Е. Бахтиной.

    Метод Жуковой с «бегающими буковками» выглядит более простым для объяснения, а потому более понятен ребенку. Не следует забывать, что всякий ребенок уникален, его способности индивидуальны. Что удобно и понятно одному, то никак не идет у другого. Если малыш чувствует себя не очень уверенно на этапе слогов, не спешите переходить к складыванию слов, пусть даже самых простых. Такое никчемное ускорение усилит его неуверенность и отобьет желание учиться читать.

    Методика Бахтиной подходит для совсем маленьких детишек, которым едва исполнилось 2 года. Автор уверяет, что детки, регулярно занимающиеся в домашних условиях по ее методике, уже к трем годам могут хорошо читать. По букварю Жуковой дети занимаются в школе, т.е. в возрасте 5-6 лет.

    Прежде чем начинать сам процесс, необходимо учесть психологическую и физическую готовность малыша к обучению. Есть несколько основных критериев, по которым вы сможете определить, в каком ключе начинать, чтобы обучение не отвернуло впоследствии вашего дошкольника от чтения на всю жизнь.

    1. Если ваш ребенок говорит свободно предложениями и логически связывает фразы, значит уже пора. Проверьте, а понимает ли сын или дочь прочитанное вами.
    2. Важным критерием является умение различать звуки. Логопеды называют это фонематическим слухом. Например, гриб — грипп, суп — зуб, рот — род. Понимает ли ребенок, что эти слова имеют разное значение?
    3. Большой проблемой на пути к обучению может стать задержка речи или неправильное произношение некоторых звуков: если ребенок неправильно произносит звуки, то требуется помощь учителя- логопеда. Не ждите, что проблема решиться сама собой. Ведите чадо к специалисту на занятия и исправно их посещайте, а также обязательно выполняйте задания, которые педагог даёт вам для самостоятельного закрепления учебного материала. Задержка речи, заикание – необходимо показать ребёнка врачу неврологу и психиатру. В любом случае, есть причина, и ее необходимо узнать.
    1. Следует обязательно научить малыша, где лево и право, верх и низ. Это поможет ему ориентироваться в тексте: с какой стороны начинать читать слово, где верхняя строчка, а где нижняя.

    Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации.

    Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

    Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

    Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.

    Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух. Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове. А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания.

    Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

    Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

    В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

    Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

    Малыш готов к обучению когда:

    • хорошо развита речь, произносимые предложения состоят из нескольких слов;
    • нет ярко выраженных дефектов произношения (но помним, что большинство детей не произносит звук «Р» до 6 лет);
    • хорошо ориентируется в пространстве, понимает верх/низ, право/лево;
    • развит фонематический слух – может выделить в слове отдельный звук, найти общий звук в разных словах

    Дети все разные, кого-то из них можно посадить за азбуку уже в 3 года, а некоторые непоседы и в 7 лет с удовольствием поменяют книжку на футбольный мяч. И все-таки мы представляем на обозрение родителей лучшие из существующих методик по обучению чтению. И обязательно рассмотрим все плюсы и минусы.

    Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

    Если упражняться с малышом со младенчества, обучать его грамотному чтению можно уже в 3 года – он прекрасно всё поймёт и усвоит, ведь именно в этом возрасте у детей формируется логика, они общительны, много разговаривают и стремятся к познанию мира. В принципе, можно делать это и позже – в 4 и 5 лет.

    Условно, обучение можно разделить на три главных этапа:

    • сначала важно, чтобы ребёнок твёрдо выучил алфавит – он должен моментально узнавать буквы;
    • когда процесс этот доведён до автоматизма, можно приступать ко второй части – складыванию букв в слоги;
    • третий завершающий этап – складывание слогов в целые слова и проработка полноценного чтения.

    Исходя из опыта мам и пап, первые занятия, когда заучивается алфавит, даются большинству деток легко. Сложности, обычно, возникают при складывании слогов. Это наиболее важный пункт во всём обучении. Если ребёнок поймёт, что согласные и гласные имеют различное звучание, ему будет проще научиться их объединять.

    По некоторым, специально разработанным методикам, например,Надежды Жуковой (посмотреть букварь Н. Жуковой и почитать отзывы можно здесь) и Елены Бахтиной (букварь Е. Бахтиной посмотреть и почитать отзывы можно здесь) . Данные методики позволяют понять, как правильно научить ребенка читать по слогам быстро и легко. Предложенные методы обучения чтения подходят даже детишкам младше трёх лет – они полностью осваивают чтение, чем обескураживают окружающих.

    Готов ли ребенок к обучению

    Вторые — универсальные, можно применять на раннем этапе и ближе к школьному возрасту. Это карточки, кубики.

    Для освоения методики обучения по нетрадиционной программе понадобятся глубокие знания о детской психологии, звуковых особенностях гласных и согласных. Рассмотрим некоторые авторские методы подробнее.

    Оглавление:

    • у малыша нет проблем с произношением, и ему не требуется помощь логопеда;
    • маленький человек может чётко и логично излагать свои мысли, используя целые предложения в разговорной речи;
    • дитя прекрасно ориентируется в окружающем пространстве, чётко воспринимает различие звуков в словах и умеет их правильно повторить.
    • помимо того, у ребёнка должно присутствовать желание узнавать новое, в том числе и тяга к постижению чтения.

    Чтобы определить степень готовности к занятиям, достаточно, чтобы малыш мог ассоциировать буквы с теми предметами, на которые они начинаются. Обычно после правильного объяснения взрослого, что некий фрукт или животное начинается с той или другой буквы, готовый к учёбе ребёнок, легко запоминает такую информацию и грамотно идентифицирует букву и то физическое тело, на которую оно начинается.

    Быстро научить малыша всем базовым навыкам невозможно. Поэтому об их развитии родителям следует позаботиться заранее. Если не заниматься с ребенком дома до школы, то непосильная нагрузка, плохая успеваемость и нелестные сравнения с одноклассниками наверняка приведут его к психологической травме.

    К школе ребенок должен быть знаком с чтением

    Если малыш, как и предписывает отечественное законодательство, пойдет в первый класс в полных шесть с половиной лет, то приобретать навыки чтения слогов и слов нужно с пяти лет.

    Важно знать: ребенку проще всего выделить в слове начальную гласную (особенно, если она ударная). Относительно просто указать на конечный согласный. При этом выделить начальный согласный и последний гласный малышу очень трудно.

    Полезно писать с ребенком буквы красками, фломастерами. Важно, чтобы в своем воображении при идентификации звука и буквы он не ограничивался определенным размером или цветом. Можно показывать разные шрифты в газетах, на таре и упаковке, на вывесках и т. п.

    Тем более, не стоит учить дошкольника писать прописью дома. Полученные в домашних условиях навыки могут не соответствовать представлениям учителя относительно наклона, слитного или раздельного написания, способа соединения и подобного.

    Читайте также:  Граммидин детский − инструкция по применению, цена, отзывы, спрей, таблетки

    Стоит испробовать следующий способ обучения слиянию букв в один слог. Одну букву пишут в начале строки, другую – в конце. Между ними проводится соединительная стрелка. Ребенку предлагается медленно вести по ней пальчиком и все это время «тянуть» (протяжно произносить) первый звук. Второй звук достаточно произнести кратко. Пример: А?У произносятся как «ааау», Н?О как «ннно».

    Слоги-проводилки помогают слитному произношению

    В результате таких тренировок ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком по соединительной линии, свободно читать слоги из двух букв. Слоги ребенку нужно предлагать в такой последовательности:

    • состоящие из гласных (ао-, уа-);
    • открытые, состоящие из одной согласной и одной гласной (на-, да-);
    • закрытые, состоящие из одной гласной и одной согласной (ан-, ем-).

    Многим детям сложно определить последовательность из букв в одном слоге. К примеру, «ам-» они могут читать как «ма-» или наоборот. Умение правильно сочетать буквы в двухбуквенном слоге нужно довести до автоматизма. Предлагать прочтение трех- и четырех буквенных слогов можно только дошкольникам, слитно и свободно читающим двухбуквенные слоги.

    Чтение слогов не стоит рассматривать только как подготовку к прочтению слов. Прочтение слогов, особенно – сложных и непривычных (шпы, впу, смо, здры) тренирует навыки правильного звукопроизношения. В отличие от слов, абстрактные слоги ребенок ни с чем мысленно не связывает, поэтому прочтение слогов устраняет соблазн читать наугад.

    Быстрому чтению помогают картинки

    При прочтении слов у детей могут возникать проблемы с расстановкой ударения. Эта проблема не имеет универсального решения. Читая слово, ребенку придется его «узнавать». Обеспечить ему такую возможность можно только одним способом – расширяя его кругозор и словарный запас. Важно, чтобы родитель контролировал понимание его чадом смысла прочитанных слов.

    Чтение слов по слогам — карточки

    Пример: му-ха, лу-на, сло-ны, стру-на. Если подобных проблем у ребенка нет, можно сразу читать слова, написанне слитно.

    Переход к чтению предложений происходит проще всего

    Главная сложность при прочтении предложений состоит в том, чтобы помнить предыдущие слова при прочтении последующих. Лучший способ научить ребенка составлять предложение из трех слов заключается в следующем.

    Читается первое слово. Ребенок должен его запомнить. Повторяя его по памяти, он читает второе слово и тоже его запоминает. Далее малыш по памяти повторяет первое и второе слово и читает третье. Так достигается составление и понимание предложения в целом.

    В основу методической системы звукового аналитико-синтетического метода легли компоненты ориентации на специфику фонетической системы русского языка. Они, в конечном счете, определяли содержание и порядок изучения отобранного для ребенка учебного материала.

    В 1937 г. вышли буквари А.В. Янковской и Н.М. Головина, составленные по звуковому аналитико-синтетическому методу. Эти буквари применялись до 1944 г. Затем создаются буквари под руководством С.П. Редозубова, А.В. Янковской («Букварь» АПН РСФСР); широко был распространён «Букварь» для сельской школы, составленный А.И. Воскресенской.

    В этих букварях и руководствах к ним было внесено много нового: в соответствии с достижениями современной фонетики уточнён порядок изучения звуков и букв, их сочетаний, слогов; с учетом психологии выделены четыре ступени формирования навыка чтения; аналитико-синтетические упражнения согласованы с особенностями изучаемых звуков и слогов.

    Во сколько дети начинают читать по слогам?

    Советские буквари 40-50-х годов, составленные по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивали овладение детьми навыком чтения за три с небольшого месяца. Одновременно с обучением элементарному чтению идёт развитие их речи и мышления, обучение письму, дети получают пропедевтические сведения по грамматике и орфографии.

    …по нём ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный — не более как в 10 уроков. Поэтому всех тех, которые утверждают, что звуковой способ есть самый лучший, быстрый и разумный, я прошу сделать только то, что я делал неоднократно, что я также предложил Московскому Комитету Грамотности сделать публично, то есть сделать опыт обучения нескольких учеников по тому и другому способу.

    Принцип складового чтения, прежде всего, хорош тем, что ребенку не нужно понимать, как одна буква образует слог с другой. А ведь именно это является камнем преткновения для большинства детей!

    «Все буквы знает, – говорят родители, – а читать не умеет». Знакомо? Сам ребенок особо не произносит отдельные фонемы: почти с рождения он «разговаривает» целыми складами: гулит, лепечет. А это значит, что и учиться читать по складам будет гораздо проще

    Почему склады, а не слоги? Ведь привычнее звучит фраза «читает по слогам», чем «читаем по складам». Склад отличается от слога.

    В русском языке слог может состоять и из одной буквы, и из десяти. Например, в слове «яма» первый слог – «я», в слове «взрыв» – один слог, состоящий из пяти букв, а из восьми букв состоит слог в наречии «вскользь».

    Выучить буквы алфавита на первый взгляд проще, чем заучить все возможные склады. Но это только на первый взгляд. Если учеба происходит не во время скучных уроков, а в игре, то дело движется быстро и легко. Цель-то – читать, а не знать назубок алфавит.

    В наше время складовый метод получил свое развитие в методиках Николая Александровча Зайцева и Евгения Васильевича Чаплыгина.

    Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Советы учителя начальных классов

    Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

    • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
    • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
    • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

    Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

    Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

    Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

    Со скольких лет начинать учить ребенка читать? На этот вопрос нет точного ответа. Уроки буквенной грамоте проводят в 4–5 лет, перед началом обучения в школе, в 6–7 лет.

    Возраст дошкольника не является основным показателем готовности к усвоению новых знаний и понятий. Гораздо важнее, насколько он подготовлен к занятиям интеллектуально, психологически, физически. Обратите внимание на следующие показатели, которые для знакомства с чтением должны быть в норме:

    • Малыш хорошо разговаривает, использует распространенные предложения для рассказа или ответа на вопрос.
    • Фонематический слух, артикуляционные навыки развиты согласно возрасту. Особое внимание обратите на правильность произношения звуков, дошкольник должен выговаривать и узнавать все фонемы.
    • Ребенок поддерживает разговор, понятно и последовательно рассказывает о прошедшем дне, ярком событии.
    • Дошкольник ориентируется в пространстве. Понимает направления право–лево, верх–низ. Если малыш путает стороны, но сам исправляется, это считается нормой.
    • Детсадовец может заниматься настольными играми, рисованием более 10 минут.

    Если все перечисленные показатели у дошкольника в норме или с незначительными отклонениями, ему больше 5 лет, пора задуматься об обучении чтению.

    Неподготовленных шестилеток стимулируйте, привлекайте к азбуке собственным примером, решайте логопедические проблемы. Если же детсадовец еще совсем маленький, 3–4 года, но просит рассказать о буквах, научить складывать слоги, пойдите ему навстречу. Проводите занятия в легком режиме, чтобы не отбить интерес к чтению большими объемами информации, трудностями ее усвоения.

    Во сколько дети начинают читать по слогам?
    Во сколько дети начинают читать по слогам?

    Родители должны помогать развитию малыша: покупать раскраски, красочные книжки и включать развивающие мультики со зверятами, игрушками и природой.

    Но психологические особенности развития малышей указывают на то, что дети могут легко научиться читать и в 3 года. Конечно, ребенок в три года ещё совсем крошечка, но именно этот возраст считается кризисным в его развитии.

    Любой маме или папе кажется, что они не смогут самостоятельно научить своего малыша читать. Родители думают, что этим должны заниматься педагоги, у которых есть опыт преподавания. Но это не так, обучить ребенка читать по слогам дома просто.

    • Если у малыша есть старший брат или сестра, покажите на их примере, как хорошо уметь читать самостоятельно
    • Пусть ребенок сам в магазине игрушек выберет кубики с буквами, магнитную азбуку или красочный плакат с картинками и слогами
    • Занимайтесь с ребенком именно столько времени, сколько ему интересно. Когда желание пропадает, не заставляйте его. Отложите чтение на пару дней и потом снова продолжите
    • Не бойтесь малыша хвалить. Ему захочется радовать родителей и он будет стараться с каждым разом читать все лучше и лучше
    Тексты по слогам для чтения
    Тексты по слогам для чтения

    Практические советы родителям

    Есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать при обучении ребенка чтению. Самыми распространенными ошибками родителей в данном случае являются:

    1. Произнесение не самих звуков, а алфавитных букв. Например, КА, ЭМ, ПЭ и т. д. Правильно будет говорить М, Л, Н и т. д. Если с самого начала совершать подобные ошибки, то можно добиться того, что ребенок не поймет специфики чтения по слогам, у него возникнут проблемы с их произношением и формированием. Например, он не сможет прочитать элементарное слово «мама», произнося «мэамэа».
    2. Многие родители подсознательно учат будущего школьника «вырывать из контекста» отдельные слова, словосочетания или фразы. Это в корне неправильно, поскольку дети при таком подходе в будущем будут испытывать трудности во время прочтения больших текстов или даже абзацев, состоящих из нескольких предложений.

    И, конечно же, одной из самых распространенных и, пожалуй, грубейших ошибок родителей является спешка. Не следует требовать от младшего школьника невозможного – научиться читать сразу, необходимо проявить терпение. Если ему сложно – объяснить все заново, максимально подробно и обстоятельно. Только тогда труды учащегося и обучающего будут вознаграждены по максимуму!

    • Училась в ДонНУ Филологический факультет г. Донецк. Сейчас в декрете. В копирайтинге недавно, но такая работа очень понравилась из-за того, что она помогает мне развиваться и расширять свой кругозор.
    • Авторы статей
    Читайте также:  Белок в моче при беременности на ранних и поздних сроках

    Даже гений должен уметь читать и писать. Так что учить ребенка грамотности все-таки придется, и делать это желательно до школы. Тогда малыш не будет чувствовать себя одиноким «незнайкой» на фоне других бегло и выразительно читающих детей. Поэтому дополнительные советы от тех счастливых родителей, кто уже прошел этот путь, не помешают:

    1. Не надо учить азбуке в алфавитном порядке.
    2. Начинают только со знакомых слов.
    3. Самый лучший помощник — красочные иллюстрации. Это могут быть готовые картинки, или те, что нарисует мама, или те, что нарисует малыш.
    4. Большая часть обучения, по любой методике – в игровой форме!
    5. Дополнительно развивать внимание, память, наблюдательность.
    6. Привлекать в качестве обучающего материала не только книжки и кубики, но и видео мультфильмы, сказки, стишки, развивая восприятие речи на слух.
    7. Заниматься нужно каждый день.
    8. Не перегружать ребенка, обязательно контролируйте объем поступающей за один урок информации.
    9. Не требуйте быстрого чтения, все внимание должно быть уделено чтению осознанному. Иначе получится ситуация, когда ребенок, дочитав до конца предложения, забыл, о чем шла речь в начале. Так теряется смысл текста, малыш не сможет пересказать прочитанное.

    Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.

    Прежде всего, желательно использовать наглядные пособия. Это могут быть яркие картинки, раскраски, кубики, многие родители используют обучающее видео или мультфильмы, которые помогают ребёнку быстрее понять, что от него требуется.

    Также есть определённые правила, как лучше преподносить учебный материал детям:

    1. Не надо учить их запоминать буквы в таком виде – «ме», «де» или «ге», ребёнок, по сути, учит звук и будет правильно, если он повторит за мамой «М», «Д», и «Г». А вот гласные следует произносить длинными, например «ИИИ», «УУУ». Начинать всегда надо с буквы «А», после того, как она определяется безошибочно, можно начать составлять с этой буквой слоги «па-па», «ма-ма». Не следует в течение одного урока сразу же нагружать малыша несколькими гласными при соединении их в слоги.
    2. Важное значение имеет игровой момент, во-первых, так дети могут немного отдохнуть, во-вторых, лучше впитать нужную информацию. Использовать можно различные игрушки и, при этом, складывать их названия в простые слова – «ли-са», «кот», ма-ша” и другие.
    3. Трёхсложные слова должны изучаться в последнюю очередь, когда ребёнок уже понял суть и ему удаётся быстро складывать простые слоги. Чтобы не вносить путаницу и усложнять малышу задачу, учить ребёнка нужно поэтапно.
    4. В самом начале занятий не следует сразу же использовать такие гласные, как «Ю» и «Й», тоже касается шипящих звуков, поскольку выговаривать их детям достаточно сложно.

    Даже зная, как научить ребенка читать быстро и правильно, родителям придётся запастись терпением, чтобы пройти все эти ответственные и необходимые шаги вместе со своим чадом.

    Также, родителям важно и самим подготовиться к столь ответственному процессу: почитать соответствующую литературу и различные методики, которые помогают проще и доступнее преподносить учебный материал, а детям легче воспринимать его;

    Заниматься надо постоянно, если невозможно выделить много времени на уроки, делать это нужно ежедневно, минимум 20 минут времени. Через каждые 15 минут, желательно, давать ребёнку отдых и переключать его внимание на что-то другое – всем известно, как быстро устают маленькие дети от однообразных действий. Перед началом нового урока всегда следует повторить уже изученные темы.

    Любой успех ребёнка должен быть отмечен – это заставляет детей полностью отдаваться новым знаниям и стараться изо всех сил. Но переусердствовать и торопить события лучше не надо. Пусть обучение идёт своим чередом, и, возможно, оно займёт больше времени, зато ребёнок будет уверенно знать всё, что необходимо, и полностью подготовится к трудной школьной программе.

    Зная, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, можно добиться отличных успехов, но непременным условием является заинтересованность самого малыша. Родителям стоит иметь в виду, что слишком раннее обучение может вызывать у малышей расстройства нервной системы и психики, различные фобии и даже заикание. Из-за этого в будущем у детей могут не складываться нормальные отношения со сверстниками и другими людьми.

    Обучение только тогда даст положительные результаты, когда будет проходить постоянно, а не только в специально отведённое для этого время. Во время игр, прогулок можно обращать внимание на разные предметы и события и мотивировать ребёнка для тренировки уже полученных навыков. Сначала с его стороны это будет игра, а затем и вполне осознанное обучение грамоте. Важно не только знать, как научить ребенка быстро читать, но и с детства привить ему любовь к знаниям и целеустремлённость.

    Программа чтобы научить ребенка читать по слогам

    Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей

    Невнимательного малыша сложно чему-нибудь научить. Но для этого существуют особые игры-упражнения на внимание. Для начала учим ребенка бегло читать слова. А затем затрудняем задачу:

    1. Складываем из кубиков слово и изымаем 1 букву. Для того чтобы найти пропажу нужно прочитать предельно внимательно, по слогам. Если малыш пытается угадать слово, не получится, придется медленно прочитывать буква за буквой.
    2. Аналогично складываем слово, но в данном случае вставляем лишнюю букву. На первом этапе это должна быть согласная.
    3. Сложить и попросить озвучить несколько похожих слов, отличающихся на 1 – 2 буквы.

    Такие и подобные занятия хорошо тренируют внимательность и умение слушать и выполнять конкретное задание. Также родителям которые спешат научить ребенка читать рекомендую статью про фонематический слух по ссылке. А еще раннее развитие по методике Железнова. Для детей постарше подойдет статья «Ценные советы как правильно научить читать ребенка по слогам» читайте по ссылке.

    Подводя итог, можно сказать, что большинство методик не сильно изменились со времен наших мам и бабушек. Да, они модернизируются, привносится больше игровых элементов, используется масса дидактического и вспомогательного материала. Сейчас 2 – 3 летние дети более развиты и любопытны, чем их сверстники 20 – 30 лет назад.

    Ну вот, пожалуй, и все. Мы прощаемся с вами до следующей не менее актуальной темы. Подписываетесь на наш блог, чтобы ничего не пропустить. И обязательно отправьте ссылку своим друзьям, может у них другое мнение?

    Поэтому стоит использовать специальные упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам:

    • Чтение слова задом наперед. Малышу будет смешно читать слова с конца. Цель этого упражнения — научить сливать буквы в слоги. Скажите ребенку, что к нему пришла Вреднючка, которая написала слово наоборот, а ему надо это слово прочитать
    • Читаем вверх ногами. Положите книжку перед ребенком вверх ногами и вместе с ним прочитайте слово. Повторите упражнение, но только с прочтением не слева направо, а справа налево
    • Читалка «Буксир». Позовите на помощь старшего брата или сестру. Помощник будет читать слова чуть быстрее, а малыш следом повторять шепотом. Если кроха отстал и потерял строчку, тогда останавливаете чтение и начинаете сначала. Благодаря этому упражнению развивается артикуляция — быстрое чтение и проговаривание текста
    • Читалка «Половинки». Закройте линейкой нижние половинки букв (они должны быть крупные), а ребенок пусть по верхним половинкам прочитает слово. Сначала ему будет трудно. Поэтому один раз читайте слово целиком, а потом по половинкам. Это упражнение развивает антиципацию — умение предугадывать. Это пригодится малышу в дальнейшем для быстрого чтения
    Игры чтобы научить ребенка читать по слогам
    Игры чтобы научить ребенка читать по слогам

    Увлекательные игры с родителями, воспитателями, другими детьми и старшими братьями или сестрами помогают малышу хорошо и быстро освоить материал. С таким подходом кроха будет воспринимать чтение не как учебу, а как увлекательное времяпровождение.

    Таблица со слогами для обучения чтению
    Таблица со слогами для обучения чтению

    Игры чтобы научить ребенка читать по слогам:

    • «Прятки». Найдите несложный текст с крупными буквами. Скажите малышу слово из 4-х букв и пусть он его найдет в тексте и покажет пальчиком. Если ребенок уже хорошо читает, тогда усложните задачу: пусть он найдет слово, а прочитает не его, а следующее
    • «Раскопки». Нарисуйте таблицу с буквами. В ней малыш должен найти буквы, и сложить слово. Например, задание: здесь спряталось то, что ты сегодня пил — сок, молоко, какао
    • «Хороший певец». Предложите ребенку не прочитать слово, а спеть, протягивая звуки. Так они легче запомнятся
    • «Кто, где и когда». Необходимо, чтобы малыш не просто читал слова, но и понимал их смысл. Попросите его после прочтения рассказать о слове. Например: «заяц» — кто он, где живет, какой он

    Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.

    Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Советы учителя начальных классов

    Обучение чтению детей может стать мукой для первоклассника и его родителей. Чтобы избежать скандалов, разочарований и не отбить желание освоить грамоту, воспользуйтесь маленькими хитростями:

    1. Занимайтесь регулярно. Уроки, проводимые время от времени или плохо организованные, необходимого эффекта не дадут. Ребенок просто забудет всю информацию. Составьте план занятий и следуйте ему неукоснительно. Иногда делайте каникулы на пару дней.
    2. Учите в игровой форме. Например, собирайте из кубиков с буквами домики, возите их на грузовике, чтобы составить слоги. Без строгих правил и сидения за столом по 30–40 минут информация усвоится легко, с интересом.
    3. Соблюдайте последовательность обучения. План может выглядеть так: звуки – буквы – слоги – слова – предложения – тексты. Двигайтесь от простого к сложному последовательно.
    4. Используйте видеоуроки для занятий в домашних условиях. Этот вариант подойдет старшим дошкольникам, применяйте в целях самообразования для родителей.
    5. Регулярно повторяйте пройденное. Используйте для этого разные методы: распечатывайте карточки, делайте рисунки, учите загадки, песни.
    6. Ищите буквы везде. Для занятий чтением не обязательно иметь под рукой книгу или кубики. На прогулке просите малыша показать знакомые символы на доске объявлений, на ценнике в магазине, на табличках домов. Это отличный практический опыт.
    7. Не заставляйте читать, если малыш не хочет заниматься. Точно не стоит учить слоговому чтению детей 3–4 лет, им это не нужно и неинтересно. Дошкольников, в 6–7 лет, учить читать уже пора. Но если детсадовец не хочет, используйте разные способы мотивации для оживления интереса: собственный пример, награды за трудолюбие, похвалу.
    Как научить ребенка читать?
    Как научить ребенка читать?

    Мамы, папы, дедушки и бабушки стараются ещё задолго до похода в школу, научить свое чадо читать. Но делать это надо разумно, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе, а развивал свои навыки.

    Советы и отзывы родителей, как научить ребенка читать по слогам
    Советы и отзывы родителей, как научить ребенка читать по слогам

    Отзывы других родителей говорят о том, что не нужно заставлять своего малыша заниматься, если он не хочет. Возможно, у него что-то болит или ему просто сегодня не хочется читать. Отложите процесс на пару дней, пока у ребенка не появится желание.

    Используйте в начале обучения традиционные проверенные методы. Не экспериментируйте с ребенком. Когда вы увидите, что ему нравится читать и у него это получается, тогда воспользуйтесь более современными методиками.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *