Суицидальное поведение подростков – причины, профилактика

Психология суицидального поведения

Будучи результатом дезадаптации личности в социально-психологической сфере, суицидальное поведение рассматривается как внутреннее и внешнее.

Внутреннее выражение суицидального поведения одновременно указывает на этапы процесса формирования склонности к самоубийству:

  • переживания антивитального порядка – отчетливых представлений о своей смерти у человека пока не сформировано, но присутствует общее отрицание жизни;Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения
  • суицидальные мысли, выраженные в пассивно – фантазирование и поверхностные идеи о собственной смерти, но при отсутствии плана самоубийства в конкретной форме;
  • замыслы по поводу суицида – повышение суицидальной активности, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением и построение плана суицида (времени его совершения, места и способа);
  • суицидальные интенции (намерения) – человеком принимается решение по поводу самоубийства, к замыслу присоединяется волевая составляющая действия, постепенно поведение переходит во внешнюю сферу и реализацию.

Логическим завершением внутренних суицидальных проявлений являются внешние:

  • совершение акта суицида (осознанное намерение и конкретное действие без доведения до конечного результата);
  • завершенный суицид (действие с летальным исходом).

Суицидальное поведение имеет возрастные особенности в детско-юношеской группе. Если у детей до 5-летнего возраста существует низкая вероятность суицида, самоубийственное поведение почти не прослеживается, в младшем школьном возрасте (до 9 лет) суицидальная активность немного возрастает, то суицидальное поведение подростков имеет значительную интенсивность:

  • 14-15 лет – резкий рост предрасположенности к суицидам и желание их реализовать (попытки самоубийства совершают в среднем 14-25% подростков);
  • 16-19 лет – пик суицидальной активности (попытки самоубийства – от 33 до 52 %).

Причины суицидального поведения

— трудные подростки;

— индивиды, пережившие тяжелые психоэмоциональные потрясения либо перенесшие тяжелую травму, которая нанесла непоправимый урон здоровью;

— люди, имеющие различного рода зависимости;

— больные, имеющие в анамнезе хронические недуги со стороны сердечно-сосудистой системы или психические заболевания;

— лица, перешедшие сорокалетний рубеж;

— женщины, находящиеся в послеродовом психозе.

Трудно воспитуемые подростки являются особой группой риска. Особенно следует выделить детей, увлекающихся тематикой ЭМО, вампиризмом, находящихся в различных сектах. Поэтому профилактика суицидального поведения несовершеннолетних, входящих в эту группу, должна быть особенно тщательной, целенаправленной и аккуратной.

Ведь индивиды, находящиеся в пубертатном периоде, считают себя полностью взрослыми, но в действительности являются детьми, до конца несформировавшимися личностями. Их психика ранима, они подвержены влиянию социальной микросреды, в которой пребывают. Поэтому профилактика суицидального поведения подростков не должна носить принуждающий характер. Не нужно враждовать с подростками.

Суицидальное поведение может сформироваться вследствие нарушения работы гипофиза, когда повышается продуцирование пролактина. Также при употреблении ряда лекарственных препаратов может увеличиваться вероятность суицида. К таким препаратам, как правило, относят нейротропные средства.

Ученые на протяжении столетий стремились теоретически обосновать суицидальное поведение детей, подростков и взрослых лиц. Однако, несмотря на все их усилия, в наше время не существует единой концепции, объясняющей причины и сущность стремления к самоуничтожению.

Среди множества концепций и убеждений следует выделить три основные теории возникновения стремления к самостоятельному уходу из жизни: психопатологическая концепция, психологическая теория и социологический подход.

Психопатологическая концепция базируется на положении, которое заключается в причислении всех самоубийц к категории душевнобольных людей. Суицидальные действия последователи этой концепции считали проявлениями различных психических расстройств. Были даже попытки выделения суицидального поведения в отдельное заболевание – suicidomania.

Сегодня психопатологическая теория скорее представляет исторический интерес, нежели практический. Хотя отдельные исследователи по сей день убеждены, что суицидальные попытки являются формой проявления психических недугов.

Согласно с утверждением А. Личко суицидальное поведение несовершеннолетних – это проблема в основном пограничной психиатрии, другими словами области, занимающейся изучением психопатий и состояний, возникающих на основе акцентуации характера (непсихотические реактивные состояния).

Таким образом, непосредственная связь между определенными психическими расстройствами и суицидальными поступками не выявлена. Однако отдельным патологическим состояниям и отклонениям сопутствует повышенный суицидальный риск, например, острому психотическому состоянию.

Социологическая теория базируется на убеждении, что основой суицидальных действий составляют снижение и непостоянство социальной интеграции. Самоубийство последователи данной концепции рассматривали в качестве следствия взаимоотношений субъекта и социальной среды. Они считали, что исключительно социальные факторы являют собой ведущий аспект.

Суицидальное поведение детей в большинстве своем зарождается именно вследствие этой причины. Подобным поведением подростки пытаются к собственной персоне и проблемам привлечь внимание, их действия направлены против окружения, против сложившейся в отдельной социальной группе ситуации. Поэтому в таких ситуациях самоубийство нужно рассматривать не как конечную цель задуманного, а как применение суицидальных действий в качестве средства достижения нужной цели.

Большинство социологов убеждено, что программа профилактики суицидального поведения обязательно должна включать изменение изжившей себя социальной структуры и формирование жизненных ценностей у индивидов, начиная с самого раннего возрастного этапа. Так как эти два параметра влияют на уровень угрозы появления суицидальных действий в подростковой среде. Э.

Дюркгейм экспериментально доказал, что самостоятельная попытка прерывания существования более вероятна, когда субъект ощущает дефицит социальных отношений. Так, например, у детей в пубертатном периоде таким социальным фактором может стать обособленность в среде сверстников или изоляция в классе, нарушение адаптации в новом коллективе.

Существенным влиянием на суицидальное поведение несовершеннолетних обладает семья, в которой растет индивид. Например, если в семье ранее отмечались случаи самоубийств, то это приумножает риск возникновения суицида. Также повышает угрозу суицидального поведения и личностные характеристики родителей, например, депрессивность одного из родителей.

Психологическая теория отдает ведущую позицию в зарождении стремления к самоуничтожению психологическим факторам. Сторонники данной теории убеждены, что суицид – это трансформированное (то есть, на себя перенаправленное) убийство.

В раннем возрасте самоубийство может побуждаться страхом, гневом, желанием проучить себя или наказать других. Часто суицидальное поведение детей сочетается с другими отклонениями в поведении. К специфическим психологическим характеристикам детей школьного и пубертатного периода, которые представляют собой группу риска, относятся внушаемость, впечатлительность, пониженная критичность к собственным поступкам, колебания настроения, способность к ярким переживаниям, импульсивность.

Кроме того, депрессивные состояния и тревожность способствуют возникновению суицидальных намерений. К основным проявлениям у детей депрессивных состояний можно отнести печаль, чувство бессилия, ощущение собственной неполноценности или обособленности, расстройство сновидений и аппетита, понижение веса, различные соматические жалобы, неудачи, страхи, утрату интереса к учебе, чрезмерную самокритичность, беспокойство, агрессивность, замкнутость, низкую резистентность к фрустрации.

В подростковом возрасте, по мнению Е.Змановской, наблюдается немного иная картина поведения, направленного на самоуничтожение. В подростковой среде значительно чаще встречаются попытки самоубийства, нежели среди детей. К описанным выше «детским» признакам депрессивных состояний на стадии пубертатного развития присоединяется еще и склонность к бунтарству и неподчинению, ощущение скуки, чувство усталости, сосредоточение внимания на мелких деталях, злоупотребление алкогольными напитками и препаратами, содержащими наркотические вещества.

В подростковой среде на возникновение суицидальных намерений особое влияние оказывают межличностное взаимодействие с ровесниками и взаимоотношение родителями. Поэтому план профилактики суицидального поведения в школах обязательно должен включать с информационно-методическую работу с педагогами и родителями, мероприятия, направленные на устранение эмоционального неблагополучия детей.

Согласно утверждению Л. Жезловой в предподростковом периоде преобладают проблемы в семейных взаимоотношениях, а в пубертатном – проблемы, касающиеся любовных отношений. Кроме того, немаловажным фактором выступает и влияние субкультуры, в которой произрастает подросток.

Прежде всего, мотивация самоубийства связана с утратой жизненного смысла. В. Франкл отмечал, что экзистенциальная тревога, возникающая вследствие потери смысла, переживается как страх перед безысходностью, чувство бессмысленности и ощущение пустоты, боязнь осуждения.

А. Амбрумова расценивает суицидальные попытки в качестве следствия нарушения социально-психологической личностной адаптации в условиях конфликта в микросоциуме.

Э. Шнейдман предложил рассматривать суицидальные стремления с позиции психологических потребностей. Согласно его теории, стремление к самостоятельному прерыванию собственной жизни обусловлено двумя стержневыми аспектами: душевной болью, оказываемой сильнее всего прочего, и состоянием фрустрации либо искажением наиболее значимой личностной потребности.

Психологический подход направлен на изучение связи между особенностями личности и поведением, устремленным на самоуничтожение. А. Личко утверждала, что существует связь, обуславливающая закономерность возникновения суицидальных намерений вследствие наличия определенного типа акцентуации характера.

Читайте также:  Сколиоз позвоночника 1-2-3-4 степени, что это такое, боковое искревление позвоночника

Ученые Н. Конончук и В. Мягер определили три ключевых свойства, присущие для суицидальной личности: высокая напряженность потребностей, низкая фрустрационная устойчивость и слабая компенсаторная способность, при сверхзначимости отношений повышенная потребность в близости эмоционального характера.

Таким образом, суммируя данные исследований, можно изобразить обобщенный психологический портрет суицидальной личности. Для такой личности присуща заниженная самооценка наряду с высокой потребностью в собственной реализации. Индивид, склонный к поведению, направленному на самоуничтожение, характеризуется сниженной способностью выдерживать боль, высокой тревожностью, пессимизмом, склонность к суженной мыслительной деятельности, тенденцией к самообвинению. Кроме того, у суицидальной личности отмечаются сложности волевого усилия и склонность к избеганию решения проблем.

Психопрофилактическая программа суицидального поведения предполагает знание мотивов, толкающих людей на прерывание собственных жизней. А. Амбрумова, С. Бородин, А. Михлин предприняли попытки классифицировать базисные суицидальные мотивы, и выделяли следующие: состояние здоровья, лично-семейные факторы, конфронтации, связанные с асоциальным поведением и с работой или учебной деятельностью, материально-бытовые сложности.

Суицидальное поведение подростков

Родительское собрание «Признаки суицидального поведения детей и подростков»

  • Информировать родителей о существовании проблемы подросткового суицида.
  • Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
  • Рассмотреть меры профилактики и предупреждения  детского суицида, связанные с социально — психологической поддержкой  детей в семье.
  • Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.
  • Ход собрания
  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Мы выбираем жизнь, они – смерть.
  • Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
  • Мы строим планы на будущее, у них… у них – нет будущего.
  • Кажется, что мы и они – из разных миров.
  • Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство?
  • Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг?
  • Всего лишь – шаг.
  • Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом.
  • Они продолжают умирать.
  • Слайд 3

Здравствуйте, Уважаемые родители! Сегодня я хочу обсудить с вами очень сложный и очень серьезный вопрос — подростковое самоубийство.

Всегда удивляли люди, которые кончали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо.… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения?

Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо.

Человек не хочет умирать, в его сути биологической заложено изначально —  выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти.

А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок —  вот это уже настораживает.

  1. Слайд 4
  2. По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство 1 100 000 человек,  среди них 55 тысяч русских (на третьем месте).
  3. Слайд 5

За последнее десятилетие  число самоубийств среди молодежи  выросло в 3 раза. Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает второе место.

Ежегодно каждый двенадцатый  подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить  попытку самоубийства. Число законченных суицидов среди юношей  в среднем в 3 раза больше,  чем  среди девушек.

С другой стороны — девушки пытаются покончить с собой  в 4 раза чаще, чем юноши,  но выбирают «щадящие» способы,  которые реже приводят к смерти.

  • Слайд 6
  • Почему же подростки пытаются покончить собой?
  • Какие причины, факторы могут способствовать принятию такого решения?
  • Какие дети могут совершить такой поступок?
  • Чаще подвержены: подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями; девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты; подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения; подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей.
  • Слайд 7
  • Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.
  • Слайд 8

Истинный суицид. Никогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

Слайд 9

Скрытый суицид. Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных.

Например,  рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида),  занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… Т.е. саморазрушающее  поведение.

Слайд 10

Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону.

Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения.

Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть — а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

Слайд 11

Причины суицида.

Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).

  1. Несчастная любовь, одиночество.
  2. Страх перед будущим.
  3. Потеря смысла жизни.

Подражание кумирам. В  Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома.  В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка,  если он фанат погибшего кумира.

Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.

Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии.

Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги.

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания — напряжение, которое не всякому взрослому по плечу.

Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств  после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее — странах, где престиж высшего образования невероятно высок.

Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

Слайд 12

Мотивы.

Призыв. Способ попросить помощи.

Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.

Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют».

Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.

Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?80% задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Слайд 13

Словесные признаки: Часто говорит о своем душевном   состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении. Шутит на тему самоубийства.

Слайд 14

Раздача ценных вещей.  Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».

Читайте также:  Инфекционная эритема у детей (пятая болезнь)

Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола.

Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен.

Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток  долго задерживаться в этом мире не собирается.

Прощание.

Демонстрируют радикальные  перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Слайд 15

Ситуационные признаки. Социально изолирован. Живет в нестабильном состоянии. Ощущает себя жертвой насилия. Перенес тяжелую потерю.

  • Как предотвратить суицид?  Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:
  • • нам нужно хорошо к себе относиться;
  • • нам нужно, чтобы нас любили.
  • Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе.
  • Потребность любви — это:
  • — потребность быть любимым;
  • — потребность любить;
  • — потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям,  которые чувствуют себя чужими дома, в школе, во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее.

Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы.

Слайд 16

Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. (Положительные эмоции,  оптимизм) Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не  совсем по душе. Положительный заряд энергии   помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и  взрослыми.

  1. Слайд 17
  2. Вовлекать  подростков в полезные виды деятельности.  
  3. Слайд 18
  4. Подросток должен помнить о  том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.
  5. Слайд 19  
  6. Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и   доверительных отношений с ребенком.
  7. Правила:
  8. «Глаза в  глаза» Контакт глаз – разговор двух душ, возможность передать невыразимое словами.

Профилактика суицидального поведения

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Причины суицида.

Слайд 12

Мотивы.

Слайд 13

Слайд 14

Прощание.

Слайд 15

Слайд 16

«Безраздельное внимание». Это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».

Каждому родителю необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные намерения ребенка необходимо проконсультировать у детского или подросткового психиатра или психоневролога.

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами затронули очень сложную тему. В молодости человеку свойственно относиться к жизни безответственно и легкомысленно, потому что кажется, что еще очень многое впереди.

По-настоящему жизнь начинают ценить только пожилые люди, инвалиды или смертельно больные, несмотря на все страдания, которые им приносит каждый день.

Человеку для счастья нужно очень немного, нужно уметь наслаждаться каждым мгновением, а в могиле всегда успеешь оказаться.

Да, наши дети стали взрослыми, но будьте внимательны к ним, дорожите каждой минутой, проведенной с ними, не отталкивайте, находите время для бесед, прогулок, просто посидите тихо рядом. Они выросли физически, но еще не окрепли духовно, они нуждаются в вас еще больше, чем когда были совсем маленькими.

Приглядитесь к ним, попробуйте найти точки соприкосновения, которые приведут вас к взаимопониманию, попробуйте обсудить проблемы, которые волнуют ребенка, не оставляйте его одного наедине со своими мыслями, не позволяйте разыграться и укорениться негативному воображению.

Поддерживайте стремление к развитию, потребность к совершенствованию, упорядочиванию желаний.

  • Слайд 20         
  • Жизнь – это шанс,  не упусти   его!
  • Жизнь – это мечта,  осуществи её!
  • Жизнь – это любовь, так люби!
  • Жизнь – это долг,  исполни его!
  • Жизнь – это счастье,  сотвори его сам!
  • Жизнь  прекрасна…Не разрушай её!
  • Слайд 21     

На доске: « Нет ничего более страшного для человека , чем другой человек, которому нет до него никакого дела» ( О. Мандельштам).

По данным ВОЗ в мире каждые 40 секунд совершается один суицид, а ежегодно происходит всего более 800 тысяч суицидов. При этом мужчины совершают суициды вдвое чаще, чем женщины, а женщины в четыре раза чаще совершают покушения на самоубийства, чем мужчины.

Обратитесь за помощью!

Если у вас или близкого человека возникло ощущение, что не стоит жить, появились мысли о самоубийстве — скорее обратитесь за помощью к специалистам.

Эти показатели могли бы быть намного ниже, если бы родственники людей, которые предпринимают попытки совершения суицида, своевременно заметили психологические проблемы своих близких и обратились за психологической помощью к специалистам. Несмотря на то, что по статистике только одна из 20 попыток самоубийств заканчивается смертью, нельзя слепо надеяться, что суицидальное поведение не приведет к трагическому концу.

В разные исторические вехи различные носители культуры выдвигали свои оценочные критерии такого явления. В большинстве случаев (например, в христианстве) самоубийство осуждается и относится к одному из тяжких грехов.

Некоторые религии допускали возможность самостоятельного прекращения жизни (принятое ранее в Индии самосожжение вдов).

Какую бы трактовку не имело явление суицида, с теоретической точки зрения самоубийство – крайне опасное, однако предотвращаемое и прогнозируемое явление. Установлено, что самоубийства чаще совершаются в диапазоне от 15 до 25 лет и в преклонном возрасте – после 70.

 По статистике, ежегодная смертность вследствие суицида в мире составляет около 1% всех летальных исходов. Мужчины становятся жертвами суицидальных действий в четыре раза чаще, чем женщины. При этом около 73% всех завершенных самоубийств были выполнены представителями европеоидной расы.

Хотя на протяжении нескольких столетий проводились многочисленные изучения суицидального поведения в целях дать теоретическое обоснование этому явлению, на сегодня отсутствует единая теория, объясняющая биологическую природу самоубийств. Среди разнообразных концепций можно выделить три основные теории суицида: психопатологическую, психологическую и социологическую.

• Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников.

Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория».

При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.

• Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит.

Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п.

• Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему.

Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении.

Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

• Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему.

Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка.

Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

• Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

Читайте также:  Удаление постоянных зубов у детей — когда и как удаляют?

• Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.

), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья.

В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

• Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются.

Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни.

Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

• Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему.

Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

• Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни — это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве.

Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).

• Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

  • Внешние и поведенческие ключи суицидального риска:
  • • Тоскливое выражение лица.
  • • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
  • • Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица).
  • • Амимия (отсутствие мимических реакций).
  • • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов.
  • • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
  • • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
  • • Двигательное возбуждение.
  • • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  • • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
  • • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
  • • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия».
  • • Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
  • • Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
  • • Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
  • • Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.
  • • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
  • • Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • • Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди,  запоры, нарушение менструального цикла (задержка).
  • Словесные ключи (что проговаривает ребенок):

Диагностика и профилактика суицидального поведения

— совершенствование уровня социальной жизни людей;

— воспитание позитивно ориентированной личности;

— ликвидацию социальных условий, провоцирующих возникновение самоубийственных намерений и порождающих выработку суицидальных намерений.

— выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности;

— разделение категорий профилактического учета по группам, которые отвечают определенным формам анормального (девиантного) поведения;

— раннее выявление особ с нервно-психическими патологиями;

— коррекционное воздействие выявленных недугов и патологий психики.

— своевременное обнаружение и устранение состояний, которые несут потенциальную опасность самоубийства;

— раннее распознавание среди определенных категорий населения суицидальных тенденций;

— лечение постсуицидальных состояний;

— регистрация самоубийств и учет попыток;

— социально-трудовая реадаптация;

— проведение среди населения масштабной психогигиенической работы.

Существует несколько общих рекомендаций, направленных на предвосхищение самоубийства. Задача предупреждения суицидов заключается в умении распознать признаки опасности, принятии индивида как личности, установлении заботливых взаимоотношений.

Кроме того, человек, собирающийся встать на путь самоуничтожения, нуждается во внимании. Он хочет, чтобы его выслушали, не осуждая, обсудили с ним его боль или проблему. Сталкиваясь с угрозой попытки суицида, не нужно спорить с потенциальным самоубийцей и проявлять агрессивность.

Если кризисная ситуация выявлена, то необходимо выяснить, каким образом индивид ранее разрешал подобные ситуации, поскольку это может стать полезным в решении нынешней проблемы. Также рекомендуется выяснить у индивида, подумывающего о самоубийстве, что для него осталось позитивно значимым.

Необходимо выяснить степень риска совершения самоубийства. Так, к примеру, когда депрессивный подросток подарил кому-то свою самую любимую вещь, без которой ранее не мыслил жизни, то не следует сомневаться в серьезности его намерений.

Не нужно оставлять одного человека в ситуации высокого риска совершения попытки ухода из жизни. С индивидом, решившимся на суицид, рекомендуется проводить все время, пока не минует кризис либо не прибудет профессиональная помощь.

Субъекты, совершающие действия, направленные на осознанное прекращение своего существования, характеризуются наличием суицидогенных личностных особенностей, которые проявляются в определенных ситуациях. Поэтому современная психология успешно разрабатывает последние десятилетия разнообразные пакеты диагностических методов, которые позволяют, как можно раньше выявить кризис или начало его формирования и оказать индивидуально либо в группе необходимую психотерапевтическую, коррекционную или консультативную помощь.

Значимыми критериями диагностики для установления повышенной вероятности зарождения суицидальных поведенческих реакций являются фрустрация, тревожность, агрессивность и ригидность.

При высоком суицидальном риске рекомендуется индивидуальная психотерапия или психологическое консультирование, основным результатом которого для индивида является понимание, что он услышан и появления чувства, что он не одинок.

Что касается аффективного суицида среди подростков, то он также случается невероятно часто. Самоубийство совершается под влиянием разочарования, гнева, обиды – крайне сильных переживаний в эмоциональном плане. У ребенка отсутствует четкий план действий, все совершается спонтанно. Может произойти отравление сильнодействующими токсичными препаратами, некоторые выбрасываются из окна или вешаются.

А вот истинное суицидальное поведение является самым страшным. В таком случае люди прыгают с высоты или вешаются. Профилактику суицида в данном случае играет огромное значение, поскольку ребенок задолго планирует подготовку к уходу из жизни: думает над местом, временем и способом.

Практически всегда ответственность за детскую смерть несут родители. Где-то они могли недоглядеть, не уберечь от ошибочных поступков, не протянуть руку помощи в нужный момент. Профилактика суицидального поведения подростков состоит в поддержке в психологическом плане. В случае появления хотя бы малейших намеков на желание несовершеннолетнего совершить самоубийство, следует моментально заниматься устранением депрессивного настроения.

Подростковый суицид редко когда случается по непонятным причинам, его крайне легко объяснить желанием ухода от проблем. Если избавиться от причины душевных мук, то желание сведения счетов с жизнью моментально пропадет. Родители должны понять, что происходит с ребенком, а также помочь ему избавиться от деструктивного состояния.

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних состоит в формировании образа успешного человека и внушения оптимистического настроя, поддержки на всех жизненных этапах. В таком случае человека автоматически покинут все деструктивные мысли и он станет счастливой личностью, которая наслаждается жизнью, а не желает уйти из нее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *