Стили семейного воспитания кратко

Что такое воспитание и какие стили существуют?

Слово «воспитание» появилось в речи людей очень давно. Свидетельством этого выступают славянские тексты, датированные 1056 г. Именно в них впервые было обнаружено рассматриваемое понятие. В те времена слову «воспитание» придавались такие значения, как «взращивать», «вскармливать», а чуть позже его стали использовать в значении «наставлять».

В дальнейшем этому понятию давалось немало разных трактовок различными специалистами. Если их проанализировать, то можно сказать, что воспитание — это:

  • формирование личности, которая будет полезна обществу и которая сможет жить в нем, не станет избегать других людей, не замкнется в себе;
  • взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
  • процесс обучения.

Родители, воспитывая своих детей, зачастую не задумываются об организации этого процесса. Они действуют так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт. Проще говоря, мамы и папы воспитывают сыновей и дочерей так, как у них это получается. Таким образом, каждая семья придерживается определенного стиля воспитания. Под этим термином специалисты понимают характерные модели отношений родителей к своему ребенку.

Существует множество классификаций стилей воспитания. Одна из них предложена Дианой Баумринд. Этот американский психолог выделил следующие нижеуказанные стили воспитания в семье:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • либеральный.

В дальнейшем эта классификация была дополнена. Элеонора Маккоби и Джон Мартин выделили еще один стиль воспитания в семье детей. Он был назван индифферентным. В некоторых источниках для обозначения этой модели используют такие термины как «гипоопека», «безразличный стиль». Ниже подробно рассмотрены стили воспитания, характеристика каждого из них.

Авторитарный стиль воспитания ребенка

Взаимоотношения внутри семьи часто воспринимаются ребенком как образец для подражания. Большинство психологов уверены, что именно огрехи воспитания в детстве становятся причиной трудностей в общении во взрослой жизни. Формирование личности малыша напрямую зависит от того, какая модель воспитания характерна для его семьи.

Существует множество классификаций стилей семейного воспитания, за основу которых взяты различные критерии взаимоотношений внутри семьи. В этой статье мы познакомим Вас классификациями, предложенными следующими авторами:

  1. Дж. Болнуин;
  2. Г. Крайг;
  3. Д. Элдер;
  4. Л.Г. Саготовская;
  5. Э.Г. Эйдемиллер.

Д. Элдер выделяет семь типов семейного воспитания. Критериями классификации являются степень контроля и давления на ребенка.

Стиль семейного воспитания

Уровень контроля

Автократический стиль воспитания

Максимальный (тотальный контроль и подавление воли ребенка)

Авторитарный стиль воспитания

Высокий уровень контроля (родители принимают решения, но ребенок может высказать свое мнение)

Демократический стиль воспитания

Умеренный (каждый член семьи имеет право голоса)

Эгалитарный стиль воспитания

Самоконтроль (права и обязанности взрослых и детей полностью равны)

Разрешающий стиль воспитания

Низкий уровень контроля

Попустительский стиль воспитания

Отсутствие контроля (полная свобода действий ребенка)

Игнорирующий стиль воспитания

Полное отсутствие контроля и интереса к жизни ребенка

Первые требования к личности человека
и его поведению, как результату семейного
воспитания, мы находим уже в библейских
заповедях: не укради, будь почтительным
к старшим.

Семья
– особая
интимная группа, социальное объединение,
общность, члены которой связаны брачными
или родственными узами, общностью
быта, осуществляющая воспроизводство
населения и преемственность
семейных поколений, социализацию детей
и поддержку
существования членов семьи, несущих
взаимную моральную
ответственность.

В основе семейного воспитания был
заложен авторитет родителей, их дела и
поступки, семейные традиции. Именно
родители – первые воспитатели – имеют
самое сильное влияние на детей.

–  многодетные,

–  малодетные,

–  однодетные,

–  бездетные.

–  однопоколенные (супруги),

–  двухпоколенные (родители дети),

–  межпоколенные (родители дети
родители родителей).

В последнее время достаточно распространены
неполные семьи.

Отмечено, что семейные обстоятельства,
в которых выросли дети, накладывают
отпечаток на всюих жизнь и даже
предопределяют судьбу.

Успешность воспитания во многом зависит
от единства и согласованности
воспитательного влияния семьи и
учебно-воспитательных учреждений.

Действенным стимулирующим фактором
развития учащихся является создание
трудовой атмосферы всемье. Дети
должны вносить посильный
вклад в создание благополучия семьи.

Родители должны учитывать возрастные
и индивидуальные особенности детей,
относиться к ним (несмотря на возраст)
уважительно.

Формирование правильных взаимоотношений
между детьми, детьми и взрослыми –
важная задача родителей.

Говоря языком психологии, семья обуславливает первичную социализацию ребенка. Детский сад, школа, университет – вторичная социализация. Естественно, первичная важнее. Она закладывает основные способы реагирования личности на проблемы, модели поведения, установки. Что подразумевается под первичной социализацией:

  • освоение языка и эмоционального строя;
  • освоение основных ценностных норм и содержательных представлений общества.

Цель первичной социализации в семье – сформировать у ребенка социальную ответственность и умение подчинить индивидуальное общему.

Социализации ребенка проходит через имитацию и идентификацию.

  • Через имитацию ребенок усваивает элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Но для имитации, то есть подражания, должен быть пример. И это родители.
  • Идентификация – принятие норм и убеждений как своих внутренних (или непринятие). На этом этапе еще не все потеряно. И даже если семья неблагополучная, но на ребенка оказывается более благоприятное влияние извне, то он может не принять образец родителей. Наглядный пример: в семье алкоголиков у детей обычно два сценария: повторить образ родителей или наоборот категорически не воспринимать алкоголь. Середина бывает крайне редко.

Когда члены семьи не справляются со своими обязанностями и правами, возникает дисгармония в семье. Из-за дисгармонии – дисфункциональность. При дисфункциональности семьи и других институтов общественного воспитания возникает дезадаптация ребенка и социальная дезадаптация как массовое явление. Это в свою очередь приводит к десоциализации, что и наблюдается в современном обществе.

Семья – это нить между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.

В противном случае может сформироваться эгоистичное поведение, разрушительные устремления (агрессивность, враждебность, злоба, ненависть). В конечном счете это возможно приведет к аморальному поведению. Тогда человек будет представлять опасность для общества и себя. Потому ценность семейного воспитания безгранична для общества.

В рамках семейного воспитания осуществляется:

  • патриотическое;
  • этнокультурное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • физическое;
  • сексуальное и гендерное воспитание.

Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Притом в этой системе он находится постоянно. А значит, каждое действие родителей, слово, жест имеет воспитательное значение. Воспитание в семье реализуется постоянно, каждый день в рамках совместного быта детей и родителей.

В этом и состоит уникальность семейного воспитания: в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии.

В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Тому есть несколько причин:

  • нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей;
  • недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
  • разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
  • усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.

В результате взаимоотношения родителей и детей страдают количественно и качественно. Во-первых, это недостаток совместного времени. Во-вторых, это недостаток понимания и доверия в отношениях.

Немалое влияние на семью оказывают и личностные особенности родителей. Негативно влияет:

  • неустойчивость, противоречивость личности;
  • неадекватная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • эгоцентризм;
  • акцентуированные черты характера;
  • чрезмерно выраженный характер переработки чувств и переживаний;
  • негибкость мышления.

От отношения родителей к ребенку будет зависеть отношение ребенка к самому себе позже.

Этот стиль воспитания отличается установлением жестких правил, несоблюдение которых неминуемо приводит к наказанию ребенка. В этом случае общение между родителями и детьми, как правило, практически полностью сводится на «нет» и вытесняется требованиями со стороны родителей. Обсуждения не допускаются.

Безусловно, неотъемлемым плюсом такого рода воспитания является дисциплина и послушание. Однако если с возрастом ребенка правила не изменяются и родители все больше «закручивают гайки», это может быть чревато неприятными последствиями.

Индифферентный стиль воспитания: плюсы и минусы

Данный стиль воспитания описывается одним-единственным словом – «безразличие». Родители не пытаются установить для ребенка каких-либо ограничений, рамок поведения или даже наказаний. Как правило, индифферентными оказываются мамы и папы, которые слишком заняты на работе, ведут активный образ жизни или просто чересчур погружены в собственные проблемы.

Дети и родители одинаково вовлечены в жизнь семьи, и часть обязанностей лежит на плечах подрастающего поколения. При этом список прав и обязанностей, равно как и рамки дозволенного, расширяются по мере того, как ребенок взрослеет. Демократия в семье предполагает отдельные правила, которые распространяются не только на детей, но и на взрослых.

В этой модели выделяются такие стороны, как безразличные родители и озлобленные дети. Мамы и папы не обращают внимания на своих сыновей и дочерей, холодно относятся к ним, не проявляют заботы, ласки и любви, заняты только своими проблемами. Дети ничем не ограничены. Они не знают никаких запретов. Им не привиты такие понятия, как «добро», «сострадание», поэтому дети не проявляют сочувствие ни к животным, ни к другим людям.

Читайте также:  Энтеродез при отравлении детям: инструкция и аналоги

Авторитарный стиль: особенности, последствия, рекомендации

Некоторые родители держат своих детей в строгости, применяют жесткие методы и формы воспитания. Они дают своим чадам указания и ждут их выполнения. В таких семьях действуют жесткие правила и требования. Дети должны все выполнять, не пререкаться. При проступках и неправильном поведении, капризах родители наказывают своих детей, не учитывают их мнений, не просят дать какие-нибудь объяснения. Подобный стиль семейного воспитания называется авторитарным.

В этой модели очень сильно ограничена самостоятельность детей. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, думают что их ребенок вырастет послушным, исполнительным, ответственным и серьезным. Однако итоговый результат оказывается совершенно неожиданным для мам и пап:

  1. Активные и сильные по характеру дети начинают проявлять себя, как правило, в подростковом возрасте. Они бунтуют, проявляют агрессию, ссорятся с родителями, мечтают о свободе и независимости и именно поэтому зачастую убегают из родительского дома.
  2. Неуверенные в себе дети слушаются родителей, испытывают страх перед ними, боятся наказаний. В будущем такие люди оказываются несамостоятельными, робкими, замкнутыми и угрюмыми.
  3. Некоторые дети, вырастая, берут пример с родителей — создают семьи, похожие на те, в которых росли сами, держат и жен, и детей в строгости.

Авторитарный стиль воспитания является полным антиподом авторитетному. Его главная задача состоит в том, чтобы добиться полного подчинения от ребенка, загнать его в жизненные рамки, не позволять сделать ни единого шага самостоятельно. Родители при такой модели воспитания берут на себя доминирующую роль, занимая очень выгодную позицию, но совершенно забывая о том, что ребенок должен самовыражаться.

Для них важно не столько психическое состояние малыша, сколько уровень его образования и послушания. Взрослые губят детскую индивидуальность, что крайне негативно сказывается как на психике ребенка, так и на его взаимоотношениях с родителями. Постоянно упрекая дитя, отчитывая и запрещая ему все, взрослые добьются абсолютного разрушения взаимопонимания и любви между поколениями.

В случае, если ребенок будет воспитываться по авторитарной методике, он никогда не сможет выразить своего мнения в определенных вопросах, будет лишь потакать всем и каждому, стараясь угодить и наступая при этом на горло собственной гордости. Также пострадает самооценка личности. Даже если ребенок будет самым талантливым на свете, умным, ответственным, он никогда этого не признает, постоянно будет винить и принижать себя, думая, что он ничтожен, и в этом будет исключительно родительская вина.

Повзрослев, человек может начать сбегать от собственного саморазрушения, уходить в состояние, когда мозг затуманен, то есть, начать принимать наркотики, постоянно пить и прочие пагубные последствия, в которых виноваты родители этого человека.

Роль семьи в формировании личности ребенка

Основные характеристики авторитарного стиля:

  • Стиль, в котором существует большое количество четко определенных правил, а так же имеются последствия их несоблюдения.
  • Детям уделяется недостаточное количество внимания, которого недостаточно для формирования нормального поведения детей. Учитываются только исключения и отклонения от нормы, какими бы минимальными они ни были.
  • Ошибки не допускаются, даже если они необходимы, чтобы что-то сделать правильно.
  • В семье очень трудно совмещать власть с диалогом между родителями и детьми.
  • Несколько выражений привязанности.
  • Неумение выслушивать детей.

Последствия формирования личности детей, воспитанных в авторитарном стиле:

  • Они испытывают чувство обиды на своих учителей, реагируя проявлением ложи или бунта.
  • Основной критерий для принятия решений — избегать наказания.
  • Дети, как правило, люди-конформисты, не очень творческие, с низким уровнем автономии, нуждающиеся во внешнем контроле (пассивные люди).
  • Низкий уровень самооценки и тревоги.

Специалисты рекомендуют не использовать данную методику в отношении ребенка. Авторитарный стиль воспитания может применяться, но только в «щадящем режиме» и в крайних случаях. Если для родителей важно состояние ментального здоровья ребенка, то психологи советуют выбрать иной способ воспитания.

Стили семейного воспитания по Дж. Болдуину

В классификации Дж. Болдуина выделено два стиля воспитания. За основу разделения демократического и контролирующего стиля легли такие критерии, как характер требований к ребенку, степень контроля, эмоциональной поддержки и оценки.

Демократический стиль воспитания

Контролирующий стиль воспитания

В семье присутствует высокий уровень доверия, каждый готов оказать друг другу помощь. Мнение всех членов семьи учитывается при решении важных вопросов. Ребенок воспринимается как самостоятельная личность.

Большое количество запретов и правил.

Ребенок воспринимается как член семьи, который не имеет своего мнения и во всем должен слушать родителей. Уровень доверия в семье низкий.

Исследования психологов показало, что дети, которые воспитывались в семьях с демократическим стилем воспитания, чаще всего обладают следующими характеристиками:

  • Склонность к лидерству;
  • Всесторонняя развитость;
  • Социальная активность;
  • Общительность;
  • Недостаток эмпатии, отсутствие альтруизма.

В семьях с контролирующим стилем воспитания дети вырастают:

  • Внушаемыми;
  • Послушными;
  • Безынициативными;
  • Тревожными.

Авторитетный (демократический) стиль воспитания: характеристика

Эту модель специалисты в некоторых источниках обозначают терминами «демократический стиль воспитания», «сотрудничество», так как она является наиболее благоприятной для формирования гармоничной личности. Данный стиль воспитания основывается на теплых взаимоотношениях и довольно высоком уровне контроля.

Благодаря авторитетному стилю воспитания дети становятся социально адаптированными. Они не боятся общаться с другими людьми, умеют находить общий язык. Авторитетный стиль воспитания позволяет вырастить самостоятельных и уверенных в себе личностей, обладающих высокой самооценкой и способных к самоконтролю.

Авторитетный стиль — идеальная модель воспитания. Однако исключительная приверженность ей все же нежелательна. Для ребенка в раннем возрасте необходима и полезна авторитарность, исходящая от родителей. К примеру, мамы и папы должны указывать малышу на неправильное поведение и требовать от него соблюдения каких-либо общественных норм и правил.

Авторитетный стиль воспитания детей — один из самых распространенных среди современных семей. Его суть заключается в том, что и родители, и дети живут по одинаковым семейным законам. В семьях, придерживающихся такой системы развития, старшие более лояльны к младшим, родители прислушиваются к мнению детей в различных бытовых или жизненных ситуациях, у всех есть право выбора и право голоса.

При авторитетном способе воспитания личности, ребенок развивается гармонично, в более зрелом возрасте его таланты и особенности проявляются ярче, чем при других моделях воспитания, а родственная связь со старшими только крепчает. Дети, чьи родители придерживаются данной модели воспитания, вырастают самостоятельными, чуткими, ответственный, умеющими признавать собственные ошибки и нести за них ответственность.

Основные характеристики авторитетного стиля:

  • Пространства свободы увеличиваются с ростом ребенка и улучшением его поведения. Они расширяются, поскольку ребенок может взять их.
  • Родители обращают внимание на нормальное поведение детей, выделяют исключительные, игнорируют мелкие ошибки, исправляют и наказывают основные отклонения.
  • Правила и цели понятны.
  • Это стиль, который подразумевает соответствующие эмоциональные отношения.
  • Родители уверены в себе и не боятся общения со своими детьми, хотя и не поддаются шантажу.
  • Они последовательны, а не произвольны.
  • У них есть терпение.
  • Высокий уровень самооценки и самостоятельности.
  • У них адекватные привычки.
  • Они принимают решения спокойно и на основе личных критериев.
  • Они меньше зависят от группы равных, сохраняя в семье более высокий уровень влияния и большую способность убеждать детей.
  • Они берут на себя инициативу для выполнения новых задач, потому что они уверены в себе.
  • Поэтому они более креативные и инновационные люди.

Психологи рекомендуют эту модель одной из наиболее подходящих для воспитания, потому что при следовании правилам данной системы происходит процесс как развития детской личности, так и перевоспитание и моделирование дисциплины у родителей, что тоже является одним из главных аспектов воспитания детей.

Классификация стилей семейного воспитания Л.Г. Саготовской

Важную роль в становлении личности играет тип семейного воспитания. Это характеристика ценностных ориентаций и установок родителей, эмоционального отношения к ребенку. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстискис создали классификацию отношений, в которой выделили несколько основных типов, характеризующих воспитание мальчиков и девочек:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Все внимание семьи направлено на ребенка. Родители стремятся максимально удовлетворить все его потребности и капризы, выполнить желания и претворить в жизнь мечты.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок пребывает в центре внимания. Родители постоянно следят за ним. Самостоятельность ребенка ограничена, ведь мама и папа периодически ему ставят какие-нибудь запреты и ограничения.
  3. Жестокое обращение. В семье действует огромное количество требований. Ребенок их должен беспрекословно выполнять. За неповиновением, капризами, отказами и плохим поведением следуют жестокие наказания.
  4. Безнадзорность. При этом типе семейного воспитания ребенок предоставлен самому себе. Мама и папа не заботятся о нем, не интересуются им, не контролируют его действия.
  5. Повышенная моральная ответственность. Родители не обращают особого внимания на ребенка. Однако они предъявляют к нему высокие моральные требования.
  6. Эмоциональное отвержение. Воспитание это может осуществляться по типу «Золушки». Родители враждебны и недоброжелательны по отношению к ребенку. Они не дают ласки, любви и теплоты. При этом они очень придирчивы к своему чаду, требуют от него соблюдения порядка, подчинения семейным традициям.
Читайте также:  Книги по воспитанию и психологии детей с рождения: список лучших

В. И. Гарбузов отметил решающую роль воспитательных воздействий в формировании особенностей характера ребенка. При этом специалист выделил 3 типа воспитания детей в семье:

  1. Тип А. Родителям не интересны индивидуальные особенности ребенка. Они их не принимают во внимание, не стремятся развивать. Воспитанию этого типа присущ жесткий контроль, навязывание ребенку единственно правильного поведения.
  2. Тип Б. Для этого варианта воспитания характерна тревожно-мнительная концепция родителей о состоянии здоровья ребенка и его социальном статусе, ожидание успехов в учебе и будущей работе.
  3. Тип В. Родители, все родственники обращают внимание на ребенка. Он является кумиром семьи. Все его потребности и желания удовлетворяются иногда в ущерб членам семьи и другим людям.

Стили семейного воспитания по Г. Крайгу можно разделить на основании двух критериев: степень родительского контроля и доверительность отношений в семье. Исследователь выделяет четыре основных стиля воспитания:

  • Авторитетный стиль семейного воспитания является одним из самых гармоничных. Эта родительская позиция основана на доверии к своему ребенку, но при этом уровень контроля остается на высоком уровне. В результате в семье устанавливаются дружественные отношения, а малыш получает достаточно свободы для самореализации. Дети в таких семьях обычно вырастают целеустремленными и уверенными в себе, а также способными к самоконтролю.
  • Авторитарный стиль воспитания чаще всего приводит к напряженным внутрисемейным отношениям. Он основан на тотальном контроле. Ребенок в семье, где придерживаются данного стиля воспитания, становится боязливым, раздражительным, агрессивным, зависимым.
  • Либеральный стиль семейного воспитания характеризуется низким уровнем контроля детей и доверительными отношениями внутри семьи. Поведение ребенка практически не регулируется, но при этом дети учатся самостоятельно себя контролировать. Вырастая, дети чаще всего становятся активными и творческими личностями.
  • При индифферентном стиле воспитания ребенку предоставляется максимальный уровень свободы. Взрослые мало времени уделяют детям, поэтому взаимоотношения внутри таких семей не отличаются теплотой. Использование этого стиля семейного воспитания чревато тем, что ребенок может вырасти враждебно и антисоциально настроенным.

Данная классификация описывает шесть возможных вариантов стилей воспитания, различающихся по степени эмоциональности отношений между взрослыми и ребенком, а также роли детей в жизни семьи.

  1. Ребенок – главная забота и цель жизни взрослых;
  2. Ребенок – объект педагогических усилий;
  3. Ребенок – помощник, маленький взрослый;
  4. Ребенок – друг, самостоятельная личность;
  5. Ребенок – «пустое место»;
  6. Ребенок – помеха.

Автор этой классификации выделяет стили семейного воспитания, которые являются аномальными и негативно сказываются на развитии личности ребенка. Стили воспитания различаются по уровню участия взрослых в жизни детей, степени контроля и внимания родителей к индивидуальным особенностям ребенка.

  • Гипоопека – это недостаточная забота о ребенке. Дети в такой ситуации предоставлены сами себе, контакты внутри семьи минимальны и поверхностны. Крайняя степень гипопротекции – безнадзорность и педагогическая запущенность.
  • Доминирующая гиперопека – чрезмерная забота о ребенке в совокупности с полным контролем поведения. В таких семьях присутствует огромное количество запретов. В результате этого дети могут вырасти несамостоятельными и безынициативными.
  • Потворствующая гиперопека – это стиль семейного воспитания, при котором желания и успехи ребенка ставятся во главу угла. Родители исполняют все прихоти своего малыша. Часто детям, выросшим в таких «тепличных» условиях, во взрослой жизни приходится нелегко.
  • Эмоциональное отвержение. При данном стиле воспитания взрослые не хотят участвовать в жизни детей, часто прибегают к наказаниям. Такие «холодные» родители могут считать своим долгом лишь материальное обеспечение ребенка и не заботятся об эмоциональном благополучии малыша.
  • Завышенные требования. Иногда родители возлагают на ребенка слишком много обязанностей и требуют от него того, что ему еще не под силу. Такое отношение к крохе как к маленькому взрослому часто приводит к повышенной тревожности и подавленности.
  • Непоследовательность. Хаотический стиль семейного воспитания, который может возникать из-за отсутствия у родителей единой позиции или их боязни показаться малышу нелюбящими. Плавающие границы дозволенного и непоследовательность развивают в ребенке импульсивность, неуверенность, нестабильность самооценки. Малыш, не имеющий четкой картиной мира, не получает нужного ему ощущения безопасности и предсказуемости.

Типы семейных отношений

Либеральная модель воспитания чем-то схожа с индифферентной и противоположна авторитарной. Решая следовать данному стилю воспитания, родители делают выбор в пользу теплых чувств и дружелюбной атмосферы, отказываясь от дисциплины и жесткости. Отношения в такой семье больше похожи на дружеские, нежели на клишированные и общепринятые связи родителей и детей.

Взрослые предъявляют к детям минимальные требования, которые, зачастую, крайне лояльны и «человечны», всегда открыты для общения на любую тему, поддерживают ребенка в трудных жизненных ситуациях, сохраняя его нервную систему в спокойствии, но при этом практически не обращают внимания на его успеваемость.

Казалось бы, вот она, идеальная модель воспитания, но даже здесь выявляются пагубные последствия. Дети, воспитанные по либеральной системе вырастают либо теми, кто не привык жить в рамках общества и подчиняться каким-либо правилам, нормам, безответственным; либо же немного отстраненным, словно потерянным, в обществе, зато крайне самоуверенным человеком с высокой самооценкой.

Характерные особенности стиля:

  • Очень чувствительные родители и заинтересованы в своих детях, с чрезмерным уровнем беспокойства за них.
  • Родители не позволяют ребенку самостоятельно репетировать ответы, чтобы не допустить ошибок, не навредить себе.
  • Все облегчено, детские обязанности ограничены; по мере роста ему не предоставляется самостоятельность.
  • Родители не могут сказать «нет» ребенку.

Последствия развития личности детей, воспитанных в этом стиле:

  • Дети не приобретают адекватных привычек, потому что все делают их родители.
  • Низкий уровень самоконтроля: если проблемы, с которыми они сталкиваются, не важны, они преуспевают, но в трудных ситуациях они не очень подготовлены.
  • Низкий уровень толерантности к разочарованию, часто приводящий к реакциям гнева.
  • Большая вероятность прибегнуть к уклонениям перед лицом трудностей (наркотики, алкоголь).
  • Дети более креативны, чем те, кто получил образование в других стилях, но, поскольку они не привыкли к дисциплине, необходимой для того, чтобы уловить это творчество, они не могут адекватно его выразить.
  • Проявляют мало сочувствия и деспотичности.

Что говорят психологи? Они советуют сочетать данную модель с авторитетной, либо же не использовать либеральный стиль вовсе, потому как в сам по себе он не является оптимальным и не сможет принести какой-либо пользы ребенку. Если родители заметили сходства данной системы со своей и не хотят допустить таких же последствий, то им необходимо постараться больше интересоваться образованием ребенка, потихоньку входить в его жизнь, вводя элементарные правила поведения и устанавливая режим дня ребенку. Главной задачей взрослых должна быть установка отношений, которые не будут лишать родителей должного авторитета в глазах ребенка.

Либеральный (попустительский) стиль воспитания наблюдается в тех семьях, где родители являются очень снисходительными. Они общаются со своими чадами, абсолютно все разрешают им, не устанавливают никаких запретов, стремятся продемонстрировать безусловную любовь к своим сыновьям и дочерям.

Стили родительского воспитания

Дети, воспитывающиеся в семьях с либеральной моделью отношений, имеют следующие черты:

  • являются зачастую агрессивными, импульсивными;
  • стремятся ни в чем не отказывать себе;
  • любят хвастаться;
  • не любят физический и умственный труд;
  • демонстрируют самоуверенность, граничащую с хамством;
  • конфликтуют с другими людьми, которые не потакают им.

Очень часто неспособность родителей контролировать своего ребенка приводит к тому, что он попадает в асоциальные группы. Иногда либеральный стиль воспитания приводит к хорошим результатам. Из некоторых детей, знающих свободу и независимость с детства, вырастают активные, решительные и творческие люди (то, каким именно человеком станет конкретный ребенок, зависит от особенностей его характера, заложенных природой).

Если мы говорим о типе, то речь идет о самих взаимоотношениях членов семьи: убеждения, установки, ценности. Если о стиле, то это чисто педагогическое поведение родителей: приемы, способы, методы. По типу воспитания можно выделить следующие семьи.

Особняком хочу рассмотреть влияние отношения матери к ребенку на его развитие. Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.

Авторитарный стиль: особенности, последствия, рекомендации

Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил, зачастую практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения.

Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей – родители работают, ребенок учится, у каждого своя деятельность.

Жизнь родителей переполнена собственными радостями, проблемами и стрессами, у них нет ни времени, ни желания делиться и вмешиваться в чувства и переживания ребенка – они предпочитают комфортную отстраненность.

Читайте также:  Бисептол – инструкция, применение детям, цена, таблетки, суспензия

Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым.

Для всестороннего развития своего чада, рекомендуем обратить внимание на онлайн сервисы развития способностей детей. К примеру айкью клуб, позволяет развивать такие способности как: мышление, память, чтение, внимание, чтение, счёт и т.д.

Каковы же последствия индифферентного стиля воспитания? К сожалению, довольно-таки плачевные. Находясь в семье, которая придерживается такой модели воспитания, ребенок не получает должной ласки и заботы, ему не хватает внимания, а это может привести к тому, что из него вырастет озлобленный человек, склонный к асоциальному поведению.

Личность будет очень замкнута, потому как не произошел процесс социализации, в детстве его просто не учили общаться с людьми. К минусам данного стиля воспитания можно также отнести: склонность к алкоголю и наркотикам, суицидальные наклонности, предрасположенность к депрессии. К тому же, такому человеку будет очень трудно полюбить и завести семью, потому что он попросту не будет знать, что испытывают люди, когда влюбляются и как проявляются родительские теплые чувства.

  • Родители не обращают внимания на различное поведение ребенка: нормальное, исключительное или ошибочное.
  • Низкий уровень спроса.
  • Ответственность родителей передается другим лицам в среде ребенка (домашняя работа, другие члены семьи, школы и т.д.).
  • Если дети чему-то и учатся, то это происходит случайно.
  • Дети не приобретают адекватных привычек и не имеют адекватного уровня спроса.
  • Они ищут поддержки у других людей вне семейного круга, не находя ее внутри семьи.
  • У них высокий уровень тревоги и плохая уверенность в себе.
  • Низкая самооценка.

Врачи-психологи не советуют прибегать к подобной методике воспитания детей, потому как индифферентная система имеет огромное количество негативных влияний на человека, страдает психика ребенка, последствия такого воспитания в будущем будут очень мешать личности при взаимодействии с обществом.

«Мой ребенок достоин самого лучшего и я готов(-а) сделать для этого все!» Именно эта фраза ярче всего описывает данный стиль воспитания. В таких семьях желание ребенка – это закон. Родители ни в чем не отказывают и стараются делать все для своего малыша: дать престижное образование, покупать исключительно дорогие вещи. Словом, все – детям, даже если это стоит невероятных моральных и физических затрат.

Еще один минус – зависимость, граничащая с беспомощностью. В детстве мама и папа следят за каждым шагом своего малыша, стараясь всячески его опекать и облегчать жизнь. Увлеченные своим чадом родители нередко не обращают внимания на то, что кроха давно вырос, и продолжают решать за него проблемы. В итоге уже взрослый ребенок становится неприспособленным к жизни и не может самостоятельно принимать даже самые простые решения. Вроде того, какой пиджак надеть или какому блюду в меню отдать предпочтение.

Родители старательно изучают разнообразную литературу и стремятся не нарушать рекомендаций по «идеальному» воспитанию. Рамки поведения, правила, требования и поучения – все берется со страниц книг и соответствует стандарту.

Стиль воспитания – отношение ко всем детям и воспитанию как таковому. Родительская позиция (установка) – отношение к конкретному ребенку. Можно выделить 4 типа родительских установок.

Исследование Клеманс

Швейцарские исследователи под руководством А. Клеманс выделили следующие стили воспитания детей в семье:

  1. Директивный. При этом стиле в семье все решения принимают родители. Задача ребенка — их принимать, выполнять все требования.
  2. Партисипативный. Ребенок может самостоятельно что-то решать в отношении себя. Однако в семье есть несколько общих правил. Ребенок обязан их выполнять. В противном случае родители применяют наказания.
  3. Делегирующий. Ребенок самостоятельно принимает решения. Родители не навязывают ему своих точек зрений. Они не обращают на него особого внимания до тех пор, пока его поведение не приводит к серьезным проблемам.

Выводы

Понимаете, уж если мы взяли на себя ответственность стать родителями, то мы обязаны нести ответственность и перед детьми за их будущее. Как видите, всё, чтобы мы не делали, воспитывая собственного ребёнка, отражается на его психике и личностном развитии. Дети беззащитны и доверчивы, берут на веру то, что мы им говорим и несут в свою взрослую жизнь то, что мы им вложили. Если вы, прочитав эту статью, увидели недостатки в своём стиле семейного воспитания, то никогда не поздно что-то исправить.

Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка – это чрезвычайно важная и актуальная проблема. То, какого стиля Вы придерживаетесь, воспитывая своего малыша, напрямую влияет на его самооценку, коммуникабельность, активность, самостоятельность и, в целом, на отношение к миру. Наиболее гармоничным и эффективным является демократический стиль воспитания, в основе которого лежит равноправие, взаимоуважение, забота и любовь.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание

Дисгармоничное и гармоничное воспитание
Характеристики Дисгармоничное воспитание Гармоничное воспитание
Эмоциональный компонент
  • родитель не уделяют ребенку внимания, не проявляют по отношению к нему ласки, заботы;
  • родители жестоко относятся к ребенку, наказывают его, избивают;
  • родители уделяют своему чаду чрезмерно много внимания.
  • в семье все члены равноправны;
  • ребенку уделяется внимание, родители заботятся о нем;
  • в общении наблюдается взаимное уважение.
Когнитивный компонент
  • позиция родителя не продуманна;
  • потребности ребенка удовлетворяются чрезмерно или недостаточно;
  • отмечается высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, низкий уровень сплоченности членов семьи.
  • права ребенка признаются в семье;
  • поощряется самостоятельность, в пределах разумного ограничивается свобода;
  • отмечается высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи;
  • для принципов воспитания характерны устойчивость, непротиворечивость.
Поведенческий компонент
  • действия ребенка контролируются;
  • родители наказывают своего ребенка;
  • ребенку все позволяется, его действия не контролируются.
  • действия ребенка сначала контролируются, по мере взросления осуществляется переход на самоконтроль;
  • в семье действует адекватная система поощрений и санкций.
  • проекцию на ребенка собственных нежелательных качеств;
  • неразвитость родительских чувств;
  • воспитательную неуверенность родителей;
  • наличие страха потерять ребенка.

При первой причине родители видят в ребенке те качества, которые имеют сами, но не признают их. К примеру, у чада наблюдается склонность к лени. Родители наказывают своего ребенка, жестоко обращаются с ним из-за наличия этого личностного качества. Борьба позволяет им верить в то, что у них самих отсутствует этот недостаток.

Вторая вышеназванная причина наблюдается у тех людей, которые не испытали в детстве родительского тепла. Они не желают иметь дело со своим чадом, стараются меньше времени проводить с ним, не общаться, поэтому они применяют негармоничные стили семейного воспитания детей. Также эта причина наблюдается у многих молодых людей, которые психологически не были готовы к появлению в их жизни ребенка.

Воспитательная неуверенность возникает, как правило, у слабых личностей. Родители с таким недостатком не предъявляют особых требований к ребенку, удовлетворяют все его желания, так как не могут отказать ему. Маленький член семьи находит уязвимое место у мамы и папы и пользуется этим, добивается того, чтобы у него было максимум прав и минимум обязанностей.

При наличии фобии утраты родители чувствуют беззащитность своего ребенка. Им кажется, что он является хрупким, слабым, болезненным. Они оберегают его. Из-за подобного возникают такие негармоничные стили воспитания подростков, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

При гармоничном воспитании родители принимают ребенка таким, каким он является. Они не пытаются исправить его незначительные недостатки, не навязывают ему каких-нибудь моделей поведения. В семье действует небольшое количество правил и запретов, которые абсолютно все соблюдают. Потребности ребенка удовлетворяются в разумных пределах (при этом потребности других членов семьи не игнорируются и не ущемляются).

При гармоничном воспитании чадо самостоятельно выбирает свой путь развития. Мама и папа не заставляют его ходить в какие-нибудь творческие кружки, если ему этого не хочется самому. Самостоятельность ребенка поощряется. При необходимости родители лишь дают необходимые советы.

Чтобы воспитание было гармоничным, родителям необходимо:

  • всегда находить время для общения с ребенком;
  • интересоваться его успехами и неудачами, помогать справляться с некоторыми проблемами;
  • не давить на ребенка, не навязывать ему собственные точки зрения;
  • относиться к ребенку как к равноправному члену семьи;
  • привить ребенку такие важные качества, как доброта, сочувствие, уважение к другим людям.

В заключение стоит отметить, что очень важно правильно выбирать типы и стили воспитания в семье. От этого зависит то, каким станет ребенок, какой у него будет дальнейшая жизнь, будет ли он общаться с окружающими людьми, не станет ли он замкнутым и необщительным. При этом родителям нужно обязательно помнить, что залогом эффективного воспитания является любовь к маленькому члену семьи, заинтересованность в нем, доброжелательная, бесконфликтная атмосфера в доме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *