Развитие ребенка – сайт для умных родителей

Необходимые знания

В этот период дети легко осваивают новые навыки и совершенствуют ранее приобретенные. Часть информации они получают в дошкольном учреждении, однако основные умения приобретаются в повседневном общении с родными. Наилучший результат обучения дают уроки в игровой форме. В таблице описано, что должен уметь ребенок в 6 полных лет.

Уровень Знания, умения
Личные данные Место проживания Бытовые навыки Ориентация в окружающем мире Правила общения Животный и растительным мир Пространственная ориентация
Минимальный Имя, фамилия, имена родителей, братьев, сестер, возраст, свой пол Название города, адрес Уверенное использование столовых приборов, умение одеться и раздеться (от белья до верхней одежды), раскладывание игрушек и вещей по местам, мытье рук, купание, чистка зубов Составляющие суток (день, ночь, утро, вечер), времена года, дни недели, названия сезонов и их отличия Приветственные фразы (добрый день, до свидания), обращение к старшим (на Вы) Названия не менее 5 животных и птиц, отличия между домашними и дикими животными, понятие о растениях, показывать фрукты и овощи Право – лево, вперед – назад, далеко – близко
Доступный для данного возраста Отчество, имена бабушек, дедушек, тети и дяди, воспитателей, профессии папы и мамы Наименование страны, области или района, столицы, ближайших водоемов Мытье своей тарелки и чашки, вытирание пыли, полив цветов, разогрев пищи в микроволновке, сортировка одежды для стирки, вынос мусора Названия месяцев года Обращение по имени и отчеству Понятие о перелетных птицах, насекомых Знание сторон света

Дети до 7 лет должны научиться уверенно держать ручку и карандаш в руках. Они умеют рисовать простые образы (человечка, солнышко, цветок), разукрашивают картинки, могут обрисовать контуры по линиям. Дошкольники должны знать все основные цвета, отличать их оттенки.

С чего начать?

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.

С первых дней надо заниматься с малышом над развитием речи
С первых дней надо заниматься с малышом над развитием речи

Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

К данному возрасту дети должны выговаривать все буквы. Если существуют проблемы с произношением звуков, следует обратиться к логопеду. Речь ребенка связная, он может высказывать свои мысли, используя сложные предложения. Дошкольник может принимать активное участие в диалоге, развивается его способность произносить монологи. Дети также умеют:

  • пересказывать услышанное, описывать увиденное;
  • составлять рассказы из 5 предложений;
  • находить слова, противоположные по значению (светлый – темный, мягкий – твердый);
  • запоминать и рассказывать скороговорки;
  • выражать эмоции через интонацию;
  • называть предметы в единственном и множественном значении;
  • образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов;
  • разделять слова по слогам;
  • находить синонимы.

Для развития речи ребенка родителям нужно читать ему сказки и рассказывать истории. После услышанного необходимо просить малыша пересказать наиболее понравившиеся моменты. Следует предлагать ребенку придумать другое окончание сказки.

Физическая активность

В этом возрасте ребенок не может долго усидеть на одном месте. Он очень подвижен, любит бегать и прыгать. Мальчики в этом возрасте предпочитают подвижные коллективные игры, девочки знакомятся с «классиками» и скакалками. В теплое время года дети любят кататься на велосипеде. Физиологическое развитие дошкольника можно оценить по его физической активности. В этот период ребенок легко способен делать следующее:

  • удерживать равновесие при ходьбе по бревну;
  • бегать вокруг препятствия, не задевая его;
  • перепрыгивать через невысокие бордюры;
  • уверенно прыгать на одной ноге;
  • ловить мяч;
  • бросать предметы одной рукой;
  • 2-3 раза подтягиваться на турнике;
  • играть в мяч ногами;
  • бегать по лестнице, переставляя ноги через 1 ступеньку.
Читайте также:  Что должен уметь новорожденный ребенок в 1 месяц жизни: развитие малыша

У ребенка к этому времени хорошо развита мелкая моторика. Он рисует прямые и волнистые линии, самостоятельно делает аппликации, вырезает фигуры ножницами, лепит из пластилина и теста. В этот период уровень физической активности неразрывно связан с мозговой деятельностью. Активные движения способствуют улучшению кровоснабжения головного мозга.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики  следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.

Надо развивать правильное произношение звуков
Надо развивать правильное произношение звуков

Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Математические умения

https://www.youtube.com/watch?v=KguqttjhTu8

Шестилетний ребенок должен обладать рядом базовых навыков по математике. Некоторыми из них, например, умением различать геометрические фигуры, учат с 4 лет. Однако к 6 годам объем знаний значительно увеличивается. Развитие ребенка предполагает наличие следующих математических знаний в 6 лет:

  • Счет от 1 до 10 и обратно. Ребенок способен освоить цифры до 20. Также нередко дошкольники умеют складывать и вычитать однозначные цифры.
  • Сравнивание количества предметов в пределах 5.
  • Осознание значений «больше», «меньше», «равно».
  • Рисование квадрата, круга, треугольника.
  • Визуальное восприятие различных числовых знаков. Не все дети могут в 6 лет писать цифры, однако они должны суметь найти их в тексте.
  • Решение простых задач на примере наглядного материала. При разделении кубиков на две части ребенок сможет вычислить, сколько предметов в каждой из них.

Правильное произношение – залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.

Развитию речи способствует пропевание звуков
Развитию речи способствует пропевание звуков

Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

Память и внимание

Дошкольники должны легко запоминать стихи из 8 строк и более. Если во время игры взрослый прячет одну из игрушек, ребенок сможет назвать, какой предмет исчез и где он стоял до этого. Также ребенок умеет различать звуки по памяти. Например, он запоминает, как гудит холодильник, отличает звук дверного звонка от обычного колокольчика. В этот период малыш способен узнавать песни.

Для развития памяти и внимания можно играть с детьми в «слова». Нужно назвать 10 слов и попросить малыша сказать, что он запомнил. Всего ребенку дается 5 попыток, перед каждой из которых следует повторять сказанное. Хорошим показателем является умение повторить услышанное без ошибок с 4 попытки.

Различные методики обучения

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

Обучающие игрушки Никитиных
Обучающие игрушки Никитиных

Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее изучать буквы.
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.
Читайте также:  Как научить ребенка переворачиваться на живот, на спину, на бок — как помочь малышу

В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику.  А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.

Обложка книги Масару Ибуки
Обложка книги Масару Ибуки

Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.

Метод Павла Тюленева
Метод Павла Тюленева

Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.

Социальные навыки

Шестилетний малыш должен уметь отвечать на вопросы взрослых четко и без стеснения. В норме у него к этому возрасту появляются 1-2 постоянных друга. Однако в норме круг общения ребенка намного шире. Следует учитывать, что дети, посещающие дошкольное учреждение, быстрее адаптируются в новом окружении.

  • умение участвовать в коллективных играх;
  • желание помогать сверстникам, младшим детям, взрослым;
  • проявление уважения к окружающим;
  • самообслуживание (одевается, убирает за собой).

В этот период дети учатся отстаивать собственную точку зрения и находить компромиссы. Родители могут научить своего наследника признавать и исправлять свои ошибки, правильно воспринимать успехи и поражения. Если ребенок не посещал детский сад, следует отдать его в интересную секцию, где он отточит навыки общения с незнакомыми людьми.

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.

Кубики Зайцева
Кубики Зайцева

Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.
Читайте также:  ЛЕЦИТИН — показания к применению
Обучение по методу Зайцева
Обучение по методу Зайцева

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов — маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.

Запоминание букв по ассоциации
Запоминание букв по ассоциации

Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Подготовка к школе: задачи и упражнения для детей

Родителям важно подготовить дошкольника к обучению в школе психологически и интеллектуально. Психологическая готовность формируется на основе позитивного отношения родителей, их советов и мотивации на достойных примерах, своевременного формирования социальных навыков ребенка. Маркерами интеллектуальной подготовки является то, что ребенок дошкольного возраста способен выполнить определенные задания для детей и специальные упражнения, например, такие:

  • ответить на вопросы по поводу места жительства, адреса, возраста, работы родителей, состава семьи;
  • запомнить определенное количество слов;
  • выучить наизусть стихи или небольшой текст;
  • знать содержание сказок, рассказов;
  • рассказать о внешнем мире, животных, странах, растениях и профессиях людей.

Много примеров таких упражнений содержится на страницах и разделах нашего портала. Вы можете выбрать необходимые и интересные задания для интеллектуального развития и подготовки к школе именно Вашего ребенка.

При подготовке к школе родителям нужно уделить внимание режиму дня ребенка. Необходимо, чтобы он привык вставать, ложиться, завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время суток. Основная подготовка к школе происходит дома вместе с родителями. Занятия нужно проводить в игровой форме. Следует приступать к обучению только тогда, когда будущий школьник находится в хорошем настроении.

Следует заниматься 2 раза в день, каждое занятие должно длиться 20 минут. Обучение дошкольника заключается в следующем:

  • Обучение алфавиту. Перед школой ребенок должен знать все буквы и показывать их на обучающих картинках (подробнее в статье: что должен знать ребенок, идя в первый класс?).
  • Тренировка руки к письму. Необходимо приобрести для дошкольника специальные прописи, в которых он будет учиться выводить части букв, не выходя за отведенные линии.
  • Формирование речи. Дошкольнику нужно предлагать пересказывать сказки или составлять собственные короткие произведения.
  • Расширение математических познаний. Нужно научить ребенка решать простые задачи на сложение и вычитание. Развивать навык можно в процессе совместных посещений магазинов, где малышу будет предложено посчитать сдачу. Также необходимо научить ребенка писать цифры от 1 до 10.
  • Развитие творческого мышления. Творчество развивается в процессе создания поделок из различных материалов.
  • Обучение логике. Для этого можно использовать специальные развивающие игровые наборы, в которых требуется убрать лишнюю карточку или расположить картинки по смыслу.
  • Тренировка памяти и внимания.

Развитие мальчиков и девочек

В 6-7 лет дети четко осознают свою принадлежность к полу. Мальчики особое внимание обращают на поведение папы, а девочки подражают маме. Отличаются увлечения и предпочтения детей. Будущие женщины предпочитают играть в спокойные игры с небольшими игрушками. Взрослеющие мужчины любят лазать по деревьям, прыгать и бегать в ускоренном режиме, играть с мячом.

В процессе подготовке к школе девочки быстро усваивают письмо, чтение и речевые навыки. Мальчикам легче даются математика и логические задания. Девочки более эмоциональны, а представители сильного пола стараются скрывать свои переживания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *