Проводим развивающие занятия для детей 4-5 лет дома

Как правильно развивать ребенка в домашних условиях?

Во многом, то как будет учиться ребенок в школе, зависит от того, как с ним занимаются родители. Хорошая атмосфера в семье, забота и внимание, открытые и доверительные отношения с матерью являются залогом легкого развития малыша.

У многих родителей возникают трудности с воспитанием ребенка, ввиду затянувшегося кризиса трех лет. Этому способствуют неправильно подобранные способы взаимодействия с малышом, частые наказания, запреты, подавление воли, непонимание причин поведения, потребностей.

Некоторые матери не учитывают, что ребенок подрос, продолжают общаться с ним на том же уровне, занимать его теми же играми, что и в 2-3 года. Это приводит к тому, что развитие приостанавливается.

Занятия для 4-5-летних детей должны быть не только обучающими, но и увлекательными. Ребенок еще неспособен в течение долгого времени сидеть на одном месте. Задачи, тесты, которые занимают 40-50 минут, являются для старших дошкольников тяжелым испытанием. Поэтому необходимо делать перерывы на отдых.

Развитие в домашних условиях предполагает решение таких важных задач:

  • формирование навыков общения;
  • развитие самоконтроля в поведении;
  • привитие правил и норм поведения в социуме;
  • совершенствование интеллектуальных способностей;
  • формирование тяги к знаниям.

Проводить развивающие занятия для детей 4 лет дома необходимо, даже если малыш посещает садик.

К данному процессу нужно подходить грамотно и ответственно. Надо учитывать имеющиеся навыки ребенка, его физические и психические особенности.

Важно вовремя замечать интересы и склонности малыша, помогать ему развивать талант в той или иной сфере деятельности.

Для пополнения лексикона, развития речи, изучения цифр и букв применяются специальные карточки. Они бывают разной тематики («Алфавит», «Птицы», «Животные», «Цифры», «Транспорт», «Природа» и т.п).

Какие особенности данной возрастной группы надо учитывать

3-4 года – это период, когда малыш начинает осознавать себя. У него становится более совершенной система координации движений, двигаться он начинает более плавно.

Малыши уже могут играть в компании, сами себя занимают играми, у них проявляется интерес к конструированию, словарный запас стремительно растет.    Ребенок начинает употреблять слова, которые услышал от взрослых, обороты речи становятся сложнее, он начинает высказывать свое мнение.

Дети 3-4 года играют
Дети в 3-4 года уже играют со сверстниками

У детей в этом возрасте возникает много вопросов, они нарабатывают жизненный опыт. Информация, которую может впитывать ребенок в этот период – просто колоссальна по своим объемам.

И, конечно, задача родителей и педагогов, подобрать такие развивающие игры, которые бы помогали формированию личности и навыков ребенка, как в детском учреждении, так и дома.

Составляем план

Дети к пяти годам должны полностью овладеть системой родного языка: связно разговаривать, понятно излагать свои мысли, строить сложные предложения, пересказывать сказки, правильно произносить все звуки.

Если у ребенка есть нарушения речи, то он будет совершать ошибки лексико-грамматического, фонетико-фонематического строя. У таких детей ограничен лексикон, они не могут составлять сложные и простые предложения. Речь малышей может быть несвязной.

https://www.youtube.com/watch?v=POgHDeAYHjw

Причин отклонений немало:

  • нарушение памяти, рассеянность;
  • слабость мышц артикуляционных органов;
  • проблемы с мелкой моторикой;
  • несформированное словесно-логическое, наглядно-образное мышление.

Для решения проблем с речью проводятся логопедические занятия. Программу уроков должен разрабатывать специалист. Простые упражнения родители могут выполнять дома.

Условия для коррекции фонетико-фонематической системы:

  • соблюдение членами семьи стилистических, орфоэпических и грамматических форм при пользовании речью;
  • создание полноценной речевой среды. Родители должны много и часто общаться друг с другом в присутствии ребенка;
  • развитие слуховой функции;
  • стимулирование детей подражать предметным и речевым действиям взрослых лиц.

Родители способны помочь детям обогатить лексикон, освоить правильный грамматический строй речи, улучшить звуковую культуру.

Логопедические занятия должны проходить с учетом таких правил:

  • регулярность;
  • упражнения выполнять в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка;
  • хвалить малыша за его достижения. Не ругать его, если он показывает плохие результаты.

Для улучшения речи применяют пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику.

План логопедических уроков может выглядеть следующим образом:

  • психологический настрой;
  • анализ букв и звуков слов;
  • постановка звука;
  • автоматизация звука в речи;
  • пальчиковые игры.

Важным условием результативности является планирование. Оно необходимо для того, чтобы не запутаться и не забыть что-нибудь важное. Во время работы следует придерживаться составленного плана. Для организации интересных уроков, нужно таким образом спланировать работу, чтобы один вид деятельности сменялся другим.

Читайте также:  Рыбий жир для детей какой лучше купить: обзор лучших рыбьих жиров и советы по выбору • Твоя Семья
План занятий
Проще всего составить себе план занятий и придерживаться его

Это нужно для того, чтобы понять какой вид упражнений крохе кажется простым, а кокой-сложным или скучными. Если ему что-то сложно и недоступно, то пока нужно это упражнение отложить и попробовать приступить к нему через пару недель.

Конечно каждый родитель решает сам как проводить развивающие занятия дома с детьми, однако можно взять за основу ниже предложенный план, выбрав из него, то что необходимо его малышу в 3-4 года.

Какие особенности данной возрастной группы надо учитывать

Когда ребенок достигает 4-5-летнего возраста, родители серьезно задумываются о необходимости подготовки к школе. Ведь к поступлению в первый класс малыш должен научиться чтению, владению ручкой и карандашами, азам математики. Приступить к подготовке правильнее заблаговременно, чтобы малыш успел освоить нужные знания и не потерял интерес к обучению в дальнейшем.

Возраст 3-4 лет  — это прекрасное время для того, чтобы развивать творческие способности детей.  Можно лепить из пластилина или соленого теста. Для ребенка в возрасте 3-4 лет интересны занятия рисованием. Юные художники с одинаковым удовольствием рисуют карандашами и малюют красками, нравятся им фломастеры и цветные мелки.

Игры на развитие моторики
Игры на развитие моторики рук и фантазию

Часто, находясь вне дома, малыши 3-4 лет мучаются от того, что не знают чем заняться.

В летнее время детей 3-4 лет привлекает песочница. Все игры с песком – развивающие. Строя разные фигурки, прорывая канавки, кроха через руки познает формы и объемы. Воздействие через руки оказывает благотворное влияние на речевую активность. На песке играть интересно и очень удобно:

  • из влажного песка можно «налепить» много фигурок при помощи формочек. К примеру, предложите ребенку создать песочный парк или приготовить пирожки для кукольного обеда;
  • на ровной поверхности можно «нарисовать» картину из песка.

Расставьте на поляне пластмассовые кегли или бутылки, пусть ребенок учиться «водить» мяч между ними.

Отличная идея для дачи
Отличная идея для дачи — самодельные дорожки

На детских площадках есть мини-кольцо, дайте мяч и предложите забросить его в корзину, причем,  с разного расстояния.

  • Начертить круг на снегу, отметить центр и устроить соревнования по попаданию снежками в цель.
  • Поиграть в хитрую лисичку, которая заметает следы хвостиком.  Вместе с ребенком найти веточку. Малыш будет идти по снегу и заметать свои следы веточкой.
  • Есть еще интересная игра «Кто как ходит» — малыш   изображает походку разных животных, прыгает, как зайка, бежит, как волк или медведь.
  • На снегу порисовать узоры или птичьи следы.
  • Можно побегать по дорожкам парка и поискать деревья, похожие на разных животных.
  • В этом возрасте малыши начинают изучать буквы – протопчите их на свежем снегу.

    Зимние развлечения
    Зимние развлечения — снежки, санки, уборка снега

  • Для малыша в этом возрасте покой — это возможность двигаться, быть активным.
  • Конечно, занятия и задания надо постепенно усложнять, но все же к занятиям простого типа надо тоже возвращаться. К примеру, если ребенок болеет, у него плохое самочувствие, то сложные задания придумывать для него не надо.
  • Учтите, что ребенок в этот период жизни наделяет сознанием неживые предметы.
  • У ребенка формируется понимание мира, поэтому старайтесь, чтобы основополагающие понятия сформировались правильно.
  • Не торопите малыша – он все постепенно поймет и усвоит.
Игры с крупами
Игры с крупами развивают фантазию

Ребенку нужна любовь, терпение родителей и их внимание. Тогда любое задание он выполнит с удовольствием.

Задания для развития логического мышления

Логика – это метод мышления, в ходе которого человек применяет полученные знания для решения какого-нибудь вопроса. Для старших дошкольников характерно наглядно-образное мышление.

Все, что совершает ребенок этого возраста, ориентировано на практическую деятельность. Малыши начинают устанавливать связи среди явлений и объектов.

https://www.youtube.com/watch?v=oRmMI667PMA

Игры, развивающие логику, делятся на такие типы:

  • дидактические или настольно-печатные. Суть заключается в поиске пары, соответствия, группировки по общему признаку. Это пазлы, графические игры, наборы для составления последовательности;
  • развивающие. Сюда входят игры, которые состоят из ряда уровней сложности. Они позволяют осваивать навыки, отрабатывать и совершенствовать их;
  • речевые. Они влияют на становление речи, построение предложений.

Примерный план занятий

Постепенно, но неукоснительно занятия с ребенком превращаются из произвольной спонтанной игры в серьезные полноценные уроки. Но не стоит делать это резко и в строгих рамках. Детям в этом возрасте сложно концентрироваться на том, что им не слишком интересно. Заставлять думать нельзя, но можно исключить во время занятий другие предметы, которые отвлекают внимание ребенка.

Читайте также:  У ребенка рвота и температура 39

Развитие детей от пяти до шести лет включает в себя:

  • Развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • Умение работать в коллективе, навыки общения;
  • Познание мира и его закономерностей, изучение законов природы и общества;
  • Творческое мышление, развитие воображения и абстрактного мышления;
  • Основы математики, грамматики, письма и чтения.

При этом важно разделять каждое задание тематически, наполнять их игровыми эпизодами лишь во время активных занятий. Дети в этом возрасте еще не могут контролировать свое внимание и память их работает произвольно: они легко запоминают то, что их увлекло или удивило, но также легко и забывают. Важнейшие виды занятий для детей дошкольного возраста – развитие мышления и всех видов памяти (зрительной, слуховой, механической), а также активная работа над речью.

Ни для кого не секрет, что занятия для детей с 3 лет должны проводиться в игровой форме, однако родители должны понимать, что действия крохи только становятся целенаправленными. Ему довольно сложно идти к цели, он регулярно отвлекается, не может длительно удерживать внимание.

Место для занятия
Место для занятия не должно отвлекать малыша

Чтобы упражнения, проводимые дома, давали максимальную эффективность, родители должны знать 3 простых правила:

  1. Игрушки и предметы, используемые в работе, не должны использоваться в повседневной жизни. Это необходимо для того, чтобы у них не пропал интерес к данным предметам.
  2. Во время работы на столе не должно находиться посторонних предметов, все ненужное следует убрать с поля зрения детей. Это важное условие для того, чтобы их внимание удерживать в нужном русле.
  3. Не следует преувеличивать время работы с детьми. Урок должен быть коротким и несложным. Это необходимо для того, чтобы кроха приучался начатое дело доводить до конца.

Дома ребенка можно занять следующим:

  1. Заниматься  с ребенком 3-4 лет  нужно в форме игр.
  2. Вашему малышу должно быть интересно.
  3. Задания надо формулировать в простой и доступной для его возраста форме.
  4. В игровые сюжеты надо добавлять развивающие элементы.
  5. Прежде чем занять малыша какой-либо деятельностью, убедитесь, что он сыт и не хочет спать.
  6. Ребенок в этом возрасте концентрирует внимание на одном виде деятельности 15 минут, затем Вам необходимо поставить ему новую задачу.
  7. Место, где играет или занимается ребенок, должно быть комфортным.
  8. Не сердитесь, если ребенок не справляется с заданием – лучше помогите и все сделайте совместно.

    Деревянный конструктор
    Место для игры должно быть комфортным

Как можно поиграть с малышом в зимнем парке?

Многие дети старшего дошкольного возраста неусидчивы (особенно это касается мальчиков). Гиперактивность может негативно отразиться на обучении. Важно проводить занятия, которые повышают сосредоточенность, концентрацию внимания и улучшают память.

Для улучшения памяти и внимания подходят такие игры:

  • «Меньше-больше». Делает малыша более сообразительным. Суть заключается в том, чтобы называть разные слова и предлагать их сделать «большими» или «маленькими». Например, заяц – зайчище – зайчик, дом – домище – домик;
  • «Как называется?». Игра тренирует мышление, речь, сообразительность, память. Нужно описать малышу какое-нибудь животное, растение, объект и предложить угадать, о чем идет речь. Например, часы, которые помогают проснуться (будильник), большая ложка для перемешивания супа (поварешка). Можно меняться с ребенком ролями;
  • «Что кому?». Развивает логику и сообразительность. Суть занятия – называть ребенку какое-нибудь животное или человека определенной профессии и просить сказать предмет, который ему может пригодиться.

Как научить ребенка читать и писать?

Педиатры считают, что чем раньше малыш научится читать, тем более высоким будет его интеллект. В престижные школы обычно берут тех детей, которые уже освоили азы грамоты. Поэтому родителям полезно начинать учить ребенка 4-5 лет читать и писать.

Необходимо приобрести красочный букварь. Стоит выбирать издания крупного формата: они лучше привлекают внимание детей.

Изучать буквы следует в таком порядке:

  • твердые гласные (а, э, у, ы, о);
  • твердые звонкие согласные (м, л);
  • глухие и шипящие согласные (ш, т, к, ж, д);
  • остальные.

Первое, что нужно сделать – выучить алфавит. На одном занятии надо знакомиться с одной буквой. Следующий урок стоит начинать с повторения ранее рассмотренных букв. Затем можно приступать к чтению простых слогов (ма, ла, па).

Чтобы малыш понял, как образуется слог, надо сказать ему, что согласная буква «бежит» к гласной, «догоняет» ее. После такого объяснения большинство детей начинает произносить две буквы слитно. Далее переходят к чтению сложных слогов.

Письмо дается многим детям тяжело. Умение писать в большинстве случаев зависит от развитости ловкости пальцев, координации движений, терпения, усидчивости. Поэтому важно уделять внимание развитию этих навыков.

Читайте также:  Мнемотехника (мнемоника) для развития памяти взрослым: упражнения для начинающих

Начинать обучать письму рекомендуется с обычных палочек, штрихов, которые следует рисовать на чистой бумаге. Это научит ребенка координировать свои движения.

Рекомендуется использовать специальные насадки на ручки и карандаши. Они помогают правильно держать предмет для письма. Есть насадки для левшей и правшей.

Стоит использовать прописи, в которых ребенку нужно обводить разные контуры, фигуры. С пятилетнего возраста можно учить малыша писать печатными буквами. Начинать стоит с простых букв (о, с, л). Далее надо приступать к написанию сложных букв.

Чтобы закрепить навыки, рекомендуется регулярно просить малыша писать свое имя.

В какой форме нужно проводить уроки?

Занятия для детей, не достигших 5 лет, должны проходить исключительно в форме игры. Это необходимо из-за психических особенностей малыша, потому что игра для него является ведущей деятельностью. Данный возраст уже позволяет крохе придумывать сюжеты, играть действия, находиться в роли режиссера, то есть он сам придумывает правила игры.

Игровая форма занятий
Игровая форма обучающих занятий наиболее подходит для детей 3-4 лет

Игровая атмосфера может создаться за счет ярких, красочных и интересных материалов. Именно на это необходимо делать акцент при выборе книжек. Книги должны иметь понятные и цветные картинки. Черно-белые иллюстрации могут навести на кроху скуку, а слишком броские и яркие цвета будут его отвлекать.

Также можно подзадоривать детей соревновательным моментом, например, кто быстрей из множества геометрических фигур выберет круги, квадраты.

Естественно не нужно забывать хвалить кроху.

Дети старшего дошкольного возраста очень любят рисовать. Они уже имеют навыки обращения с кисточкой и красками, фломастерами, карандашами. Рисование развивает речь, мелкую моторику, воображение, усидчивость, внимательность.

Чтобы научить малыша изображать различные объекты, можно использовать такие способы:

  • обведение фигур, имеющих точечный контур. Ребенок будет запоминать формы разных объектов;
  • применение раскрасок;
  • рисование под копирку (обведение уже готовых изображений и дальнейшая их раскраска).

При обучении ребенка рисованию нужно использовать простые линии, геометрические фигуры. Существует множество интересных уроков.

Мастер-класс по изображению лиственного дерева:

  • начертить внизу листа бугорок;
  • над ним (в верхней части бумаги) изобразить круг;
  • два объекта соединить прямыми линиями (это ствол);
  • пририсовать ветки;
  • придать краю кроны неровность (выделить те места, в которые входят ветки);
  • на бугорке прорисовать траву.

Чем увлечь ребенка 3-4 лет в дороге

Бывает, что семья с ребенком такого возраста должна отправиться в поездку. Непоседливым малышам в транспорте трудно усидеть спокойно. Чем его отвлечь?

  •  В машине можно поиграть так: кто первый увидит машину, например, красного цвета или синюю крышу.
  • Можно просто попросить называть те предметы, которые он видит.
  • Предложите малышу наблюдение за облаками – на что они похожи, как изменяются.
  • Подготовьте коробочку с мелкими игрушками, пусть он их разбирает и играет. Попросите рассказать о каждой.
  • Поиграйте в «да-нет». Например, котенок гавкает? Ребенок отвечает: «нет».
  • Почитайте в дороге стихи, вспомните песенки для детей.
Игры в дорогу
Игры в дорогу можно купить комплектом

В поезд можно смело брать фломастеры и альбомы – пусть ребенок нарисует то, что видит в окно или изобразит поезд. Дайте ребенку влажную салфетку – пусть протрет стол и двери.

Развивающие задания для детей 4-5 лет

В самолете надо дать ребенку осмотреться. Места для детей лучше выбирать у прохода. Так будет место, чтобы встать в случае необходимости. Покажите ему подушку, ремни, иллюминатор, складной столик.

Можно занять малыша магнитными пазлами – они предназначены специально для поездок – не рассыплются. Посмотрите в детских магазинах игры в дорогу – это карточки и специальные задания.

Как обучать математике ребенка 4 лет

Многие родители задумываются, как организовать занятия дома. Ведь, когда ему интересно, то урок проходит быстро и качественно. Во время обучения счету необязательно сидеть на месте. Можно проходить количественный счет составляя на кухне тарелки.

Знакомство с деньгами
В 4 года малыша можно знакомить с деньгами и так развивать умение считать

Для детей 4 лет разработано много занятий, помогающих закрепить знания об геометрических фигурах. Для этого хорошо использовать вырезанные фигуры разного цвета и размера. Если во время работы с предметами попутно собирать картинки, то можно одновременно формировать воображение. Развивать будущего математика можно собирая сюжеты из новых элементов, например, солнце из 2 полуовалов, а прямоугольник из большого квадрата и 2 маленьких.

Можно играть в «пчелок», прячущихся от медведя. Медведь – один, а пчелок – много. На полянку вылетела пчелка – одна, еще вылетела – стало две, еще – три. Сколько стало пчелок на полянке? Снова много.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *