ОНР (общее недоразвитие речи) в логопедии – что это такое?

Понятие аномальных проявлений речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – под ним подразумевается нарушение речи, когда нормально слышащие дети с сохранившимися умственными способностями имеют неприемлемую и полностью дефективную речь: начиная от ее звучания и заканчивая значением.

Это понятие было вызвано жизненной необходимостью и прочно вошло в обиход учебных структур для детей, при которых формировались логопедические группы. Термин ОНР образован основоположником отечественной логопедии Р. Е. Левиной (внизу даны уровни ОНР по Левиной).

Невзирая на происхождение дефекта, имеются системные осложнения речи. Признаки речевого расстройства:

  • Говорение начинается, примерно, в 3-5 летнем возрасте.
  • Неправильная формулировка слов и фраз.
  • Произносимые звуки имеют искажения.
  •  Малопонятный говор.

В речи:

  • разговор малопонятен и неразборчив;
  • фразы строятся грамматически неправильно;
  • речевое взаимодействие имеет низкую активность, слова воспринимаются с отставанием при их самостоятельном использовании;
  • первое произношение первых слов и простых фраз в позднем возрасте (вместо 1,5-2 лет в 3-5 лет).

При общем развитии психики:

  • новые слова плохо запоминаются и произносятся, память неразвита;
  • последовательность действий нарушена, простые инструкции выполняются с большим трудом;
  • внимание рассеяно, нет навыков, чтобы сосредоточиться;
  • логическое словесное обобщение затруднено, нет навыков анализа, сравнения предметов, разделения их по признакам и свойствам.

Развитие мелкой и крупной моторики:

  • мелкие движения выполняются с неточностями и ошибками;
  • у ребенка движения замедлены, есть склонность к застыванию в каком-то одном положении;
  • координация движений нарушена;
  • ритмика неразвита;
  • при выполнении двигательных заданий просматривается дезориентация во времени и пространстве.

Общее недоразвитие речи − сложное речевое расстройство

Характеристика ОНР 3 уровня, как, впрочем, и остальных уровней, содержит в себе перечисленные проявления в той или иной степени.

Общее описание

Известно, что в норме ребенок к пяти годам уже может свободно говорить и строить довольно сложные предложения. У малыша формируется хороший словарный запас, он может склонять слова, правильно ставить окончания в своей устной речи, формируется нормальное звукопроизношение.

Однако подобная картина бывает не всегда. У некоторых детей наблюдается та или иная степень недоразвития речи, при этом интеллектуально они ничем не отличаются от своих сверстников. Такое нарушение всех составляющих частей речи называют общим недоразвитием речи (ОНР).

Проявления ОНР зависят от того, насколько сформирована речевая система у пациента. Ребенок может совсем не говорить, а может говорить довольно связно и логично, но с элементами небольшого фонетического или грамматического недоразвития.

Диагноз ставят на основании результатов специального логопедического обследования. Коррекция ОНР включает в себя мероприятия, направленные на повышение словарного запаса, развитие понимания чужой речи, формирование полноценного произношения букв, звуков, слов, предложений и ряд других.

Примерная характеристика на дошкольника

Артикуляция: анатомия органов без аномалии. Саливация повышена. Точность движений и объем страдают, ребенок не способен долго удерживать органы артикуляции в определенном положении, нарушена переключаемость движения. При артикуляционных упражнениях повышается тонус языка.

Речь: общее звучание маловыразительно, слабо-модулированный тихий голос, дыхание свободно, ритм и темп речи нормальный.

Звукопроизношение: существуют нарушения произношения сонорных звуков. Шипящие поставлены. Происходит автоматизация звуков на уровне слов. Контроль за произношением звуков, свободная речь контролируема.

Фонематическое восприятие, синтез и звуковой анализ: представления фонематические формируются с запозданием, уровень недостаточен. На слух ребенок выделяет заданный звук из слогового, звукового ряда, а также ряда слов. В слове место звука не определяется. Не сформированы навыки звукового и буквенного анализа, а также синтеза.

Слоговая структура: Слова, имеющие сложную слоговую структуру, произносятся с трудом.

Если поставлен диагноз “общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня”, характеристика (5 лет – возраст, когда многие родители уже готовят деток к школе, посещают специалистов) должна включать в себя все вышеперечисленные пункты. Детям в этом возрасте должно уделяться предельное внимание. Проблемы с речью поможет разрешит логопед.

Формы ОНР

Выделяют следующие формы неразвитости речи:

  1. ОНР 1 уровня. У ребенка полностью отсутствует связная речь. В медицинской сфере характеристика ОНР данного уровня звучит как «безречевые дети». Ребенок пытается донести свои мысли до окружающих при помощи жестов или крайне невнятной, упрощенной речи.
  2. ОНР 2 уровня. У больного развита начальная речь, но словарный запас у детей с ОНР крайне беден. Ребенок неправильно произносит большинство слов, допуская ошибки. Максимум, что может пациент с данной стадией заболевания — составить и произнести максимально простое предложение из нескольких слов.
  3. Общее недоразвитие речи 3 уровня. Пациент неплохо умеет составлять предложения, но произносит слова с ошибками, а смысл предложений может быть непонятен окружающим.
  4. ОНР 4 уровня. Пациент разговаривает хорошо, умеет составлять предложения. Речь ребенка с ОНР на этой стадии практически не отличается от ровесников. Проблемы появляются лишь при составлении длинных фраз.
Формы общего недоразвития речи
Формы ОНР

Помимо этого, в медицине принята классификация, согласно которой выделяют следующие виды заболевания:

  • неосложненное ОНР — наблюдается при незначительном нарушении мозговой деятельности;
  • осложненное ОНР — диагностируется на фоне того или иного психиатрического или неврологического нарушения;
  • общее недоразвитие речи у детей, связанное с патологиями речевых центров мозга.

Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.

Характеристика детей с ОНР 3 уровня указывает на необходимость занятий не только с логопедом, но и с психологом. Исправить недостатки помогут комплексные меры. Из-за речевого нарушения такие дети имеют проблемы с концентрацией внимания, им трудно сосредоточиться на задании. Работоспособность при этом снижается.

Во время логопедической коррекции необходимо подключать психолога. В его задачу входит повышение мотивации к обучению и занятиям. Специалист должен провести психологическое воздействие, которое будет направлено на развитие концентрации внимания. Рекомендуется проводить занятия не с одним, а с небольшой группой малышей. Важно учитывать самооценку ребенка, заниженная тормозит развитие. Поэтому специалист должен помочь детям с ОНР поверить в свои силы и успех.

Отсутствие общеупотребительной речи.

Особенности дисонтогенеза: стойкое и длительное отсутствие у ребёнка подражания.

Характеристика речи:

  1. Полное или почти полное неумение пользоваться обычными речевыми средствами:
  • отдельное лепетное звукообразование, которое сопровождается мимикой и жестами (“коко – петушок” , “дада- дай”).
  • звукокомплексы используются для обозначения лишь конкретных предметов и действий.

       2.При воспороизведении слов ребёнок сохраняет лишь корневую часть (” ку – кукла” , “гу- игрушка”).

       3.Характерна многозначность слов – полисемантизм. Одним и тем же словом ребёнок обозначает несколько предметов:

  • Названия предметов ( ” биби- машина, самолёт, руль” ).
  • Названия признаков предметов и действий (” кока- кукарекает, клюёт” ,” око- открыть окно, закрыть окно”).

Всё это указывает на ограниченность словарного запаса данной категории детей , поэтому ребёнок вынужден активно использовать жесты , мимику ,информацию. При этом дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию ,интонацию , жесты и мимику взрослого – это позволяет компенсировать недостатки развития импрессивной стороны речи.

      4. Звуковое оформление одних и тех же слов носит непостоянный характер ( ” карандаши- удас, адши” , ” дверь- веть ,пиф” , ” кухня – куня ,куста”)

Читайте также:  Со скольки месяцев можно ребенку давать картофельное пюре рецепт

       5.Ограничена возможность воспроизведения слоговых элементов слова. Преобладают , одно- двухсложные образования в самостоятельной речи, более сложные слова сокращены (” пака ди -собака сидит” ,” ато -молоток”, тя мако -чай с молоком”). В

    В речи ребёнка впервые появляются словосочетания. Этим детям словоизменение недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из  отдельных правильно произносимых двух- трёхсложных слов, включающие звуки раннего и среднего онтогенеза (” дять- дать, взять”).

     Появляются фрагменты существительных, прилагательных и глаголов (” босё- большой”).

     Зачастую такие дети из-за ограниченности словарного запаса не понимают инструкций логопеда.

Дети с ОНР нуждаются в логопедической помощи

Дети с 1 уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2,5- 3 лет в условиях ясель , а с 3-7 лет в условиях детского сада сроком на 4 года. Ребёнок школьного возраста направляется в подготовительный класс школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

    Начатки общеупотребительной речи.

Положительные изменения в речи по сравнению с 1 уровнем речевого развития:

  1. Появляется простая фразовая речь ( “Матики датики каках – мальчики катаются на санках”, ” Исёк Усик иит асапи – Щенок Урзик сидит на цепи”).
  2. Расширяется объём понимания речи( расширяется пассивный словарный запас).
  3. Активно формируется активный словарный запас.Появляются слова:

      -сллова- предметы( дом,мама, кукла , хлеб и т.д.);

       -слова-действия ( иду, мою , ем и т.д.);

       -личные местоимения( я, мы);

      4.Улучшается произносительная сторона речи, но увеличивается количество неправильно произносимых звуков, т.к. увеличивается словарный запас.

    5.Улучшается произносительная сторона речи, появляются 3-4-сложные слова.

 Недостатки речевого развития со 2 уровнем развития речи:

  1. Предложения состоят из 3-4 слов, но даже нет попыток использовать сложные конструкции.
  2. Нарушение порядка слов в предложение – инверсия.
  3. Наблюдаются пропуски, как главных, так и второстепенных членов предложения.
  4. Отсутствуют навыки словообразования.
  5. В самостоятельных высказываниях наблюдается грубый аграмматизм: отсутствуют сочетания числительных и существительных, прилагательных и существительных. Наблюдаются пропуски предлогов и существительных( при этом слова даются в начальной форме).
  6. Страдает внимание, а также общая и мелкая моторика ребёнка.

Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития.

  Развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико- фонематического и лексико -грамматического недоразвития.

Положительные изменения в речи по сравнению со 2 уровнем речевого развития:

  1. Довольно большой словарный запас.
  2. Наличие правильно построенных предложений.
  3. Меньшее количество дефектов в звукопроизношении.
  4. Нет заметных, грубо выраженных фонетико- фонематических  и лексико-грамматических нарушений.

 Недостатки речевого развития с 3 уровнем развития речи:

  1. Неточное употребление слов (“Положить похлёбку , вместо “Налить похлёбку”; “длинный кувшин, вместо” высокий кувшин”).
  2. Аграмматическое построение фраз:

         опускаются предлоги;

        -неправильное согласование слов в роде ,числе и падеже (“мухи кусал, журавль пришла, посадила… клетку”);

       3.Ребёнок нередко старается обойти сложные слова, пропуская их или находя им замену. При этом многих слов дети вообще не называют.

      4.Ряд предметов обозначается неверно ( вместо “гребень” у петуха говорится” грива”).

      5.На уровне развёрнутой речи у детей довольно большой глагольный словарь, но более редкие действия они называют неправильно (вместо” вырезать” бумагу -” рвёт”).

           -неправильное употребление глаголов;

            -неправильное согласование в роде (” две ягода”, ” две стула” и т.д.);

           -нарушение согласования в числе (” красненький флажки”);

          -неправильное употребление падежных окончаний;

           -дети не могут образовывать форму множественного числа от единственного и наоборот.

       7.Понимание речи характерезуется тем, что дети плохо понимают значение почти всех предлогов и падежных окончаний ( трудности вызывают творительны и винительный падежи. С трудом понимают средний род у существительных и глаголов.

         -отсутствие звука или его замена;

         -неправильное использование звуков (” телепаха-черепаха”, “конвета-конфета”);

          -опускание слогов и перестановка звуков(” кобалса-колбаса”, “сетка-беседка”);

          -добавление  слогов(” тырава- трава”).

 Все эти проблемы вызывают ошибки на письме и при чтении. Недостаточно развитые способности к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова делает невозможным для ребёнка манипуляции со словесным образом, имеющим стойкий порядок звуков.

Общее недоразвитие речи у детей

Обычно причинами развития данной патологии являются различные провоцирующие факторы, которые могут воздействовать на организм ребенка в различные периоды его жизни.

К таким факторам относят:

  • наследственная предрасположенность — вероятность развития ОНР возрастает, если у родителей имеются гормональные расстройства, психические заболевания, умственная отсталость, резкие нарушения метаболизма;
  • проблемы во время беременности — резус конфликт организма матери и плода, вирусные заболевания матери, угрозы выкидыша, падения на живот, наличие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, табакокурение), сильные стрессы, прием некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
  • осложнения при родах (затяжные или слишком быстрые роды, кесарево сечение, асфиксия плода, механические травмы, полученные малышом во время прохождения по дыхательным путям и так далее);
  • некоторые болезни, перенесенные ребенком в первые годы жизни (менингит, пневмония, дизентерия, хронический отит, ушибы и сотрясения мозга, интоксикация организма в результате отравления и ряд других);
  • влияние социальных факторов (раннее начало изучения второго языка, неправильное воспитание, сильные длительные стрессы, психические травмы, плохие бытовые условия и так далее).

В чистом виде ОНР наблюдается нечасто. Обычно заболевание сопровождается нервно-психическими нарушениями, а также соматическими проблемами.

Неполноценная речь или ее полное отсутствие оказывают отрицательное влияние на общее развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков, интеллекта.

ОНР не является редкостью, патология фиксируется примерно у 40% детей от 3 до 7 лет. При этом недоразвитость речи делится на 4 степени тяжести, которые рассмотрены далее.

ОНР в большинстве случаев поддается лечению, целью которого является:

  • ликвидация неправильного произношения звуков;
  • развитие правильного восприятия слов по звукам;
  • обогащение словарного запаса;
  • правильность построения длинных предложений;
  • умение разбирать слова по звукам.
Методы коррекции речи Суть метода Примеры
Логопедические упражнения Метод направлен на развитие памяти и мышления, умение управлять мышцами лица и языка, а также на правильность дыхания при произношении звуков.
  • для 1 уровня. У детей развивают мелкую моторику, учат произносить правильно звуки и соединять их в слоги, а потом в слова. Например, ребенку дают бусинки и каждое действие с ними озвучивают (катаем бусинку, прячем бусинку, складываем бусинки в банку). Или по звуку музыкальных инструментов/игрушек ребенок должен уметь их распознать;
  • для 2 уровня. Детей учат правильно разделять слова по звукам и слогам и правильно произносить. Например, мама произносит несколько слов, а ребенок должен отреагировать хлопком на слова, в которых есть загаданный звук («А», «Р», «Ж» и иные). Или игра в словообразования (слон-слоненок, кошка-котенок);
  • для 3 уровня. Специалист должен научить правильно произносить звуки, слова и строить предложения. Например, логопед, показывая на лисий хвост спрашивает — «Чей хвост?». Ребенок должен ответить – «Лисий». Далее – «Какой он?». Ответ ребенка должен быть – «рыжий или пушистый» и так далее. Далее из данных слов можно составить предложение – «У лисы рыжий и пушистый хвост».
  • для 4 уровня. Специалист учит ребенка правильно составлять длинные предложения на примере картины или прослушанного рассказа.
Логопедический массаж Массаж направлен на укрепление мышц речевого аппарата, формирование правильного прикуса, а также восстанавливает кровоснабжение к тканям, которые отвечают за развитие речи. Важно, массаж имеет противопоказания. Для проведения массажа специалист может использовать специальную щетку, вибромассажер или зондовый массаж. Проводить процедуры рекомендовано только у специалиста со стажем и с наличием сертификатов.
Медикаментозный метод Специалистом назначаются лекарственные средства для улучшения кровообращения в головном мозге. При выборе препаратов важно учитывать наличие противопоказаний у пациента.
  • Цераксон
  • Гаммалон;
  • Когитум
  • Витамины группы В.
Посещение психолога Врач проводит беседу с ребенком и учит не стесняться дефекта, не замыкаться в себе. А также выявляет не является ли ОНР следствием психологического расстройства. Психолог, для результативности может назначить детские успокоительные.
  • Беби спокойствие
  • Эдас 306
  • Глицин.

Для быстрого и успешного результата рекомендовано данные методы использовать комплексно.

Комплексное коррекционное воздействие

Педагогический подход к исправлению ОНР – процесс непростой, здесь требуется структурное, специальное выполнение поставленных задач. Наиболее эффективно проводится работа в специализированных учреждениях, где работают квалифицированные педагоги. Если, кроме ОНР, установлен диагноз «дизартрия», терапия строится с учетом всех патологий.

Читайте также:  Почему у ребенка светлый или белый кал

Симптомы

Общее недоразвитие речи у детей (а также у взрослых) сопровождается следующими симптомами:

  • первые слова и предложения ребенок начинает произносить после 3 лет;
  • ребенок понимает речь взрослых, но сам не может сформулировать предложение;
  • затруднено произношение даже простых звуков;
  • после 7 лет ребенок не выговаривает звуки «Л» и «Р»;
  • перестановка букв местами в словах;

    Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
    Общее недоразвитие речи. Симптомы

  • ребенок говорит короткими предложениями (из 2-4 слов) или сокращает слова. Например, «обака» — собака или «я пить» — хочу пить чай;
  • неправильное склонение по падежам и времени;
  • слишком быстрое или медленное произношение предложений, в результате трудно разобрать сказанное ребенком;
  • при разговоре ребенок больше уделяет внимания жестам, чем словам;
  • в предложениях отсутствуют предлоги;
  • плохая память, в результате это выражается малым словарным запасом и неправильным произношением слов.

Общее недоразвитие речи

Заикание является самым ярким признаком ОНР, при этом ребенок может произнести слово по слогам с протяженностью в минуту. Общее недоразвитие речи не только мешает нормально общаться детям со сверстниками и взрослыми, но и вызывает сильный психологический стресс.

Важно, родители проводят с детьми много времени и часто могут не замечать начало развития ОНР, поэтому необходимо проходить ежегодные обследования у специалистов.

На основании клинических наблюдений были отмечены следующие особенности детей с ОНР:

  • Запаздывают первые слова
  • Дискоординация движений
  • Плоха и кратковременная, и долговременная память
  • Неловкость, неуклюжесть
  • Нарушено формирование логических связей
  • Слабая концентрация внимания
  • Несформированная мелкая моторика

При ОНР наблюдается нарушение всех речевых навыков. Связная речь у детей с ОНР отсутствует. При разговоре ребенок допускает элементарные ошибки, которых уже не должно быть в его возрасте.

Динамика речи у таких детей отстает от развития их психики. При этом в общем развитии дошкольники с ОНР практически не уступают своим ровесникам. Они активно осваивают окружающий мир, адекватно реагируют на различные ситуации, играют с родителями и другими детьми, понимают, что им говорят окружающие.

1. В психологическом развитии:

  • рассеянное внимание, пониженная концентрация;
  • плохо развитая память, не запоминание чужой речи;
  • нарушение необходимого алгоритма действий, неспособность запомнить довольно простые инструкции;
  • затруднение при попытке анализа признаков и свойств предметов, их сравнения друг с другом.

2. В речи:

  • непонятная, неразборчивая речь или ее полное отсутствие;
  • ребенок поздно начинает говорить (в 3-5 лет);
  • небольшой для его возраста словарный запас;
  • неправильное построение фраз и предложений.

Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

3. В развитии моторики (мелкой и крупной):

  • потеря ориентации во времени и пространстве при выполнении специальных заданий на движение;
  • неточное выполнение необходимых движений;
  • отсутствие чувства ритма;
  • нарушение координации;
  • частое застывание в одном положении, заторможенные действия.

Что делать родителям?

Первое, что хочется сказать родителям: не стоит отчаиваться, если ребенок страдает ОНР. Не нужно конфликтовать с педагогами, специалистами, если они ставят диагноз “ОНР 3 уровня”. Это лишь поможет вовремя принять меры. Занятия с малышом помогут быстрее скорректировать его речь, разобраться с патологиями. Чем скорее вы вникнете в суть проблемы, начнете действовать совместно со специалистами, тем быстрее процесс восстановления повернет в нужно русло.

Лечение может быть длительным, и от родителей во многом зависит его исход. Наберитесь терпения и помогите своему малышу войти в мир с уверенной, развитой речью.

Общее недоразвитие речи родители могут диагностировать самостоятельно, а также могут не допустить его дальнейшего развития.

Для этого требуется:

  • показать ребенка логопеду для определения точного диагноза и причины патологии;Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
  • не коверкать слова и их произношение в присутствии детей;
  • проводить логопедические занятия с ребенком дома (их назначает специалист);
  • исключить дома не только скандалы, но и громкие разговоры;
  • не давить на психику ребенка для достижения быстрых результатов;
  • проводить занятия по возможности в виде игры;
  • общаться с ребенком на равных, даже если ему еще только 3 года. «Сюсюканье» запрещено, так как оно является одной из самых главных причин начала развития ОНР;
  • обращаться к логопеду, даже если есть сомнения в ОНР (для этого необходимо сравнить нормы речи по возрастам с возможностями ребенка);
  • читать ребенку перед сном сказки или рассказы, они обогащают словарный запас, а также ребенок на подсознательном уровне учится правильно произносить слова и строить предложения;
  • ограничить время проведения ребенка перед телевизором и компьютером. Можно заменить рассматриванием книжек с картинками, лепкой из пластилина и прогулками на свежем воздухе.

Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

Также обязательно показать ребенка к психологу, так как дети с ОНР часто бывают закомплексованы, так как отличаются от сверстников.

Диагностика ОНР

На начальном этапе обследования детей с ОНР логопед проводит сбор анамнеза, в ходе которого он изучает медицинскую карту ребенка, а также проводит опрос матери. Специалиста интересует, не было ли каких-либо проблем со здоровьем во время беременности, как проходили роды, чем болел ребенок в первые годы жизни и так далее.

После этого специалист приступает к анализу устной речи ребенка. Во время этого обследования выявляют:

  • каков словарный запас у ребенка и соответствует ли он его возрасту;
  • способен ли малыш складывать слова в предложения, пересказывать чужую речь, сочинять маленькие рассказы на основе показанных ему картинок;
  • способность правильно связывать слова друг с другом, склонять их, изменять окончания.

После этого логопед приступает к изучению строения речевого аппарата пациента для выявления возможных органических нарушений, которые мешают ребенку нормально говорить.

После завершения всех обследований специалист ставит окончательный диагноз, определяет степень заболевания и назначает необходимые терапевтические мероприятия.

Диагностика ОНР производится логопедом, а дальнейшее лечение может быть комплексным (логопед, психолог, хирург и иные специалисты), зависит от причины развития патологии.

1. Сбор данных со слов родителей:

  • наличие наследственной предрасположенности;
  • когда замечены первые отклонения;
  • уточняет примерный словарный запас ребенка;
  • как протекала беременность, какие болезни были у матери в данный период;
  • в какой срок родился ребенок, как проходили роды;
  • возраст матери на период родов;
  • были ли травмы головы и недавние перенесенные заболевания у ребенка.
Читайте также:  Как делать укол ребенку. Уколы детям

Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

2. Осмотр ребенка:

  • врач просит произнести определенные слова. Это позволяет определить правильность произношения звуков;
  • после этого логопед просит составить предложение (данный пункт зависит от возраста ребенка) по картинке. По длине предложения, правильности использования падежей, глаголов и предлогов, также производится оценка речи;
  • проверяет память. Для этого ребенку показывают 5-7 предметов, после этого их убирают, и ребенок должен перечислить какие предметы запомнил;
  • просит ребенка рассказать стих или пересказать короткий рассказ;
  • также у детей до 7 лет врач спрашивает возраст, имя фамилию. Ребенок должен уметь ответить самостоятельно.

3. Аппаратное обследование:

  • у ЛОРа обязательна проверка состояния речевого аппарата, особенно состояние миндалин и аденоидов. При патологии развитии данных органов возможна гнусавость, охриплость и нарушения выговаривания сложных для ребенка звуков.Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
  • если у ребенка были травмы головы, то может потребоваться рентгеновское обследование. Для проверки питания клеток мозга.

При выраженном заикании и зажатости ребенка, может потребоваться обследование у психолога.

Диагностика ОНР состоит из таких этапов:

  1. Составление сказки по картинкам.
  2. Разговор с логопедом, где анализируется общая грамотность.
  3. Тесты на объем словаря ребенка.
  4. Исследование памяти на последовательностях из серии несвязанных между собой изображений.

С диагнозом ОНР 3 уровня и выше ребенку предстоит учеба в специализированных классах или учереждениях. В случае с 4-м постановка окончательного диагноза ложится на плечи врача-логопеда. Такие детки посещают обычные школы.

В видеоролике логопед Татьяна Логвиненко рассказывает, почему не стоит пугаться диагноза ОНР и чем он может помочь ребенку и его родителям.

Лечение и система коррекции общего недоразвития речи

Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников включает в себя различные методики, которые направлены на улучшение устной речи, внимания, памяти, концентрации, словарного запаса ребенка.

Например, занятия для детей с ОНР первого уровня строятся на том, что малыши повторяют за логопедом различные звуки, затем учатся складывать буквы в слоги и слова.

На следующем уровне обучения пациент должен научиться различать понятия вопрос и ответ. Ребенок должен научиться правильно формулировать вопросы, осознанно отвечать на вопросы взрослых.

При недоразвитии второго уровня пациентов обучают коротким рассказам и стихам. Также малыши должны уметь описывать показываемые им картинки, идентифицировать предметы, изображенные на них, определять их цвет, форму, величину.

Коррекция ОНР третьего уровня включает в себя пересказ прочитанных ребенку текстов, самостоятельное построение предложений, придумывание историй. Детей также учат вести рассказ от разных лиц.

Помимо всего вышеперечисленного для преодоления ОНР могут быть назначены специальные упражнения для преодоления дефектов речи, проводиться обучающие игры и так далее. При четвертом уровне заболевания провести коррекцию устной речи проще всего, но это не значит, что с ребенком не нужно заниматься.

Помимо традиционных занятий по улучшению качества речи большое значение имеет логопедический массаж. Его должен выполнять врач. Частота проведения данной процедуры — 2-3 раза в неделю. Этого вполне достаточно для получения необходимого эффекта.

Медикаментозная терапия в основном направлена на улучшение функционирования мозга. С этой целью пациенту назначают препараты для стимуляции нервной ткани и мозгового кровообращения.

Этиологические факторы ОНР

Чем раньше будет выявлено недоразвитие речевых навыков и начато лечение, тем благоприятнее прогноз и тем выше шансы ребенка на полное выздоровление. При отсутствии лечения ОНР может стать препятствием для обучения ребенка письму и чтению.

Огромную роль в своевременном выявлении заболевания играют родители ребенка. Именно они чаще всего первыми обнаруживают проблемы с речью у ребенка и отводят его к специалисту для проведения обследования.

Следует помнить, что если в возрасте трех лет и старше ребенок не начал говорить, не воспринимает обращенные к нему слова или говорит, но так, что его никто не может понять, то необходимо немедленно обратиться к специалисту и начать лечение. Самостоятельно справиться с этой проблемой, скорее всего не удастся.

Используется вспомогательная медикаментозная терапия:

  • Пантогам
  • Витаминный курс
  • Фенибут
  • Кортексин
  • Глицин
  • Энцефабол.

Самостоятельное назначение лекарств – дело опасное. Но куда худшим выбором будет отказ от приема средств, назначенных врачом.

Профилактика и прогноз

При правильном подходе ОНР можно устранить полностью, даже при наличии общего недоразвития речи первого уровня. На результат влияет возраст ребенка, соблюдение лечебного курса (как у специалиста, так и на дому) и атмосфера в семье. Если патология обнаружена поздно (после 6 лет) или занятия проводились не регулярно, то ребенок может не восстановить уровень развития речи или остаться полностью немым.

Для профилактики родители должны:

  • избегать ссор в присутствии детей;
  • уделять достаточно времени ребенку (даже при его дефиците);
  • не «сюсюкаться» с детьми;
  • читать больше книг вместе с ребенком (в детстве достаточно только иллюстрированных изданий);
  • если ребенок плохо произносит какой-либо звук, нужно самостоятельно проговаривать его с ним;
  • обеспечить ребенку полноценное и разнообразное питание;
  • своевременно лечить инфекционные патологии;
  • если ребенок по какой-то причине не посещает детский сад, то он должен общаться со сверстниками хотя бы на детской площадке;
  • в период вынашивания ребенка исключить вредные привычки и принимать витаминные препараты.Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

Речь начинает формироваться у детей практически с рождения, поэтому следить за ее формированием необходимо с первых дней жизни ребенка. При возникновении подозрений на наличие недоразвитости речи, необходимо срочное обследование у логопеда. Если патология подтверждается, то лечение необходимо начинать сразу, тогда возможно полное излечение от общего недоразвития речи.

Успешность логопедической работы по исправлению речевых расстройств зависит от ее своевременности. Рекомендуется начинать лечить ОНР как можно раньше – с 3-4 лет. Сегодня во многих детских дошкольных учреждениях есть опытные специалисты, успешно применяющие музыку, арт-терапию, логопедические и игровые техники обучения речевым навыкам.

Профилактика общего недоразвития речи направлена на предупреждение прогрессирования клинической симптоматики заболеваний, на фоне которых оно появляется – алалия, ринолалия, дизартрия, афазия. Родители должны сформировать благоприятную речевую среду воспитания малыша, стимулировать раннее развитие вербальных и невербальных процессов.

Прогноз заболевания зависит от степени расстройства речи и адекватности проводимого лечения. ОНР четвертого уровня обычно довольно легко поддается коррекции, ребенок может учиться в обычной школе и ни в чем не отстает от своих ровесников.

Недоразвитие третьего уровня требует специальных занятий с логопедом и обучения в коррекционном классе, так как в обычной школе у ребенка могут возникнуть трудности с адаптацией и обучением. Прогноз на этой стадии благоприятный.

При недоразвитии 2-1 уровня ребенок должен обучаться в специальной школе, так как для его адаптации и лечения требуются особые навыки, которыми не обладают обычные педагоги.

Профилактика и прогноз

Для того чтобы свести вероятность развития данной патологии у ребенка к минимуму следует соблюдать следующие рекомендации:

  • во время беременности необходимо отказаться от злоупотребления алкоголем и табакокурения, соблюдать все рекомендации врачей, избегать падений и травм (особенно на живот);
  • после рождения необходимо следить за здоровьем ребенка, стараться не допускать тяжелых соматических заболеваний;
  • заниматься с ребенком, следить за его речью, исправлять неправильное произношение;
  • при обнаружении первых подозрительных признаков обратиться к специалисту и пройти обследование — это поможет вовремя начать лечение, что существенно улучшит прогноз заболевания.

Здоровья вам и вашим детям!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *