Интересные новости для детей

Детство уходит с игрой

Ярче всего игнорирование специфики возраста проявляется в увлечении ранним обучением. Начало целенаправленного обучения (которое именуется как раннее развитие) спускается всё ниже. Сегодня уже существуют обучающие программы младенцев (некоторые пособия для младенцев включают программы по всем предметам – «Читать раньше, чем ходить», «Математика с пелёнок», «Энциклопедические знания с пелёнок» и пр.) Умение читать и считать стало главным показателем развития и целью воспитания, начиная с раннего возраста.

Другой очевидный парадокс современного детства заключается в том, что повышенные требования к умственному развитию и к учебным навыкам малышей сочетается с чрезмерно бережным, щадящим отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Взрослые делают всё возможное, чтобы оградить детей от каких-либо усилий и самостоятельный действий.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Сейчас нередко можно встретить слишком продолжительное грудное вскармливание (до 3-4-лет), позднее приучение к опрятности (после 3-4 лет), недоразвитие навыков самообслуживания (в 5-6 лет дети не умеют одеваться, шнуровать ботинки и пр.) Совершенно невозможным стали самостоятельные прогулки ребёнка со сверстниками (до 12-13 лет). Практически ушли из жизни детские дворовые игры и разновозрастные детские сообщества, которые были важной школой социализации.

Всё делается для того, чтобы облегчить жизнь ребёнка, обезопасить его от всяких рисков, усилий и трудностей.

Дефицит активности и самостоятельности современных дошкольников ярко проявляется в снижении уровня сюжетной игры. Известно, что именно в этой детской деятельности складываются главные новообразования дошкольного возраста – воображение, произвольность, самосознание, коммуникативные способности. Однако, уровень развития игры современных дошкольников существенно снизился.

детям нечего делать вместе, не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Организовывать их игры и общение даже на детских праздниках приходится взрослым. На дни рождения многие родители нанимают аниматоров или артистов, которые развлекают детей. Без этого совместная содержательная активность не появляется и дети предпочитают заниматься со своими телефонами или планшетами.

Читайте также:  Судороги и тремор у новорожденных и детей до года: что это такое, причины

Запрограммированное отставание

Серьёзной проблемой современного детства стали компьютерные игры, «развивающие программы» и другие «экранные развлечения». Компьютер стал для детей не средством получения информации, а источником сенсорных впечатлений, потребление которых превращается в самостоятельный род занятий. Приобщение к цифровым технологиям начинается уже с младенческого возраста (сейчас выпускаются планшеты для колясок, которые заменяют младенцам погремушки).

Все обозначенные тенденции безусловно отражаются на особенностях развития современных детей.

Первая из них – недоразвитие мелкой и крупной моторики и пространственного образа себя. Движение и предметное действие является первой и практически единственной формой проявления активности и самостоятельности в раннем детстве (до 3-х лет). Однообразное нажимание на кнопки и клавиши не может компенсировать дефицита двигательных и сенсорных впечатлений и собственных предметных действий, которые позволяют почувствовать эффективность своих движений.

Другая характерная особенность современных детей – отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире.

Овладение речью в раннем возрасте происходит в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми.

В режиме потребления

Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу.

Возвращаясь к современной детской субкультуре, в качестве основных её характеристик можно выделить установку на потребление и чрезмерную структурированность детской жизни, которая лишает их возможности для проявления инициативности и самостоятельности. Пристальное внимание к операционально-техническому оснащению детской деятельности (к навыкам и умениям) контрастирует с неопределённостью для ребёнка её мотивационно-смысловых ориентиров. А без них эта деятельность носит отчуждённый характер, не присваивается, а потому не способствует развитию личности.

Читайте также:  Цитомегаловирусная инфекция у детей

Неспособность к самоорганизации, несформированность мотивационно волевой сферы, неосознанность себя и своего поведения, зависимость от ситуации являются серьёзными проблемами в развитии современных детей. Культурные средства, транслируемые взрослыми, не опираются на возрастные особенности мотивационной сферы детей, а их собственные смыслы отсутствуют или лежат вне традиционного культурного контекста.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Развитие ребёнка всегда происходит в конкретной социокультурной ситуации и во многом определяется ей. Современная ситуация развития является создаёт серьёзные вызовы для психологов и требует своего более глубокого рассмотрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *