Кризис 5 лет у детей: что делать

Какой он, пятилетка?

Этот период называют ещё дошкольным детством. Ребёнок пытается стать независимым, доказать, что он взрослая и самостоятельная личность. Со своими отдельными интересами и увлечениями. При этом он достаточно сильно эмоционально включён в жизнь близких людей, которые он нём заботятся.

Ясное дело, что взрослые задачи ему решить не под силу, поэтому основной его деятельностью является игра. Именно с её помощью он воссоздаёт жизненные ситуации, требующие какого-то понимания, осознания.

Например, игрушки может наделить вполне реальными образами знакомых людей и «отыграть» какой-то сценарий, который в реальности затронул его чувства. Он подражает взрослым, стараясь перенять социально-приемлемую модель поведения в обществе, знания, каким образом строить отношения и прочее.

Хоть игра и кажется достаточно несерьёзным и бесполезным занятием, на самом деле она развивает мышление, позволяет сбросить накопившееся напряжение, лишние эмоции. Также несёт в себе воспитательную функцию, тренирует память, внимание и даже речь.

В этом возрасте дети ещё достаточно эгоистичны, в родительской заботе и внимании нуждаются меньше, чем ранее. То есть, всё больше времени могут проводить в одиночестве, не требуя постоянно совместной деятельности.

Обычно пятилетки увлекаются рисованием, лепкой, созданием каких-либо подделок. В общем, стремятся создавать, получая похвалу от окружающих за свою продуктивность. Да и с помощью творчества лучше познают себя и выражают эмоции, которые ещё не совсем умеют отслеживать и осознавать.

Также в этом возрасте дети уже способны понимать шутки, различать, где вымысел, а где правда. Предпочитают общение со сверстниками, хотя до этого родители или другие взрослые, которые о них заботятся, были в приоритете.

Полезное видео о том, как справляться с неуправляемыми детьми

  • ребенок не слушается 4-5 летСамой часто встречающейся причиной того, что ребенок не слушается в возрасте 4-5 лет, является недостаточное внимание от родителей. В 4 года у малышей появляется понятие, какими способами можно добиться, чтобы о тебе вспомнили. И проще всего это сделать, если перестать выполнять просьбы родителей, только тогда они быстро проявляют интерес к ребенку и вспоминают о воспитании. Если вы родители маленького малыша, то важно понимать, что обеспечение всем необходимым: едой, одеждой, новыми игрушками- это не все что требуется для него. И это не заменит живого общения с крохой, которое нужно ему каждый день. Ребенок хочет, чтобы с ним поиграли или почитали книжку, ответили на его вопросы, которые в большом количестве возникают в его голове. Даже если вы всегда очень заняты на работе, возьмите за привычку уделять малышу хотя бы полчаса в день. Тогда через некоторое время вы заметите, как его поведение изменилось в лучшую сторону.
  • Когда, наоборот, ребенку уделяется слишком много внимания, и контроль за ним слишком строгий, это вызывает протест у малыша. В таком случае дайте ему немного свободы, позвольте сделать что-либо самостоятельно. Кроха обязательно оценит такой поворот событий.
  • Если родители не выполнили данное обещание или наказали ребенка по ошибке, то такае несправедливость вызывает сильную обиду у малыша. И это в свою очередь может стать причиной плохого поведения крохи.
  • Часто бывают такие ситуации, когда родители, пытаясь указать ребенку на его недостатки, сравнивают с братьями, сестрами или другими детьми, тем самым показывая, что они в чем-то лучше его. Либо некоторые родители не используют сравнения, но в грубой форме его критикуют. Такое поведение очень занижает самооценку малыша, он перестает верить в себя и на подсознательном уровне начинает плохо себя вести, как бы соответствуя тому ярлыку, который на него навесили родители.

Таким образом, можно сказать, что если ребенок не слушается в 4-5 лет, то виноваты сами родители. Своим воспитанием и отношением к ребенку они провоцируют такое его поведение.  Поэтому для того чтобы устранить непослушание, нужно в первую очередь понять его причину и изменить в соответствии с ней воспитательные меры.

  1. Игры малыша обретают более сложный характер, они становятся интереснее. У ребенка сильнее развивается воображение, забавы усложняются яркими деталями.
  2. Аналитическое мышление в таком возрасте все еще недоступно.
  3. Малыш с легкостью распознает, где правда, а где вымысел. Он может определять плохие и хорошие поступки других людей, не стесняется заявлять об этом вслух.
  4. Карапуз уже может открыто сопереживать детям и взрослым.
  5. Появляется сильный интерес к общению со сверстниками. Ребенку интересно находиться в детском коллективе, а не все время быть рядом со взрослыми.
  6. Малыш заводит новые знакомства. В этом возрасте для него другом становится каждый, с кем он знаком минимум пять минут. При этом мнение такого друга может оказаться важнее, чем родительское.
  7. Карапуз пытается походить на взрослых, копировать их действия, манеру поведения.
  8. У ребенка может появиться страх перед смертью, как своей, так и своих близких.
  1. В связи с тем, что малыш начинает фантазировать, проявлять свои чувства у него формируется желание стать взрослым. У карапуза появляется конфликт между реальными возможностями и внутренними желаниями. Малыш разочаровывается в том, что не может быть взрослым, из-за этого он становится агрессивным, злым и неуравновешенным.
  2. Ребенку приходит осознание того, что люди различаются по гендерному признаку. Подобное открытие в процессе осознания себя может приводить к замкнутости.
  3. Малыш, у которого появилось желание заводить все больше новых знакомств и чаще общаться с другими детьми, может столкнуться с отказом других детей вступать с ним в общение. Подобная ситуация способна еще больше усугубить проявления возрастного кризиса.
  4. У карапуза в данный период наблюдается активное развитие коры головного мозга, вследствие чего повышается степень проявления и количество эмоций. То есть кризис 5 лет может быть обусловлен процессом адаптации к новым чувствам и эмоциям, неумением пока их контролировать.
  5. Ребенок пытается осознать себя, как личность. Он может не всегда находить логическое объяснение своим мыслям, вследствие чего не исключены истерики и капризы.
  6. Малыш сталкивается с одиночеством, когда не может найти человека, с которым можно поделиться своими эмоциями и чувствами.

Тяжелое переходное состояние на жизненном пути будет еще не одно. Поведенческая перестройка происходит сразу же после рождения, когда идет адаптация к окружающему миру. Следующая наступает к первому дню рождения, потом нужно быть внимательным на 3 день рождения и в 6 лет. У подростков этот период отмечается лет в 12-13.

Годовалый малыш проявляет непослушание, капризничает, плачет, меняется его психология. Родители не могут вовремя осознать, что их ребенок уже не младенец, он вырос, стал более самостоятельным, любознательным – отсюда и все капризы. Нужно просто осознать переход карапуза на новую ступеньку развития и относиться к этому соответственно, но как отличить кризис 1 года от простого упрямства?

С каждым прожитым днем годовалый малыш все больше осваивается в окружающем пространстве. Он начинает брать в руки новые для него вещи, ощупывать их, сравнивать с другими. Развитие происходит огромными шагами как в физическом, так и в интеллектуальном плане, все новое познается благодаря новому умению ходить.

Кроха, по его мнению, достиг совершенства и стал взрослым. Он ходит так же, как и взрослые, а значит, должен быть таким же самостоятельным. Он уже стал большим и не обязан слушаться советов других. Это и обозначило важную причину кризиса первого года жизни ребенка – первый юбилей считается сложным для воспитания, его нужно прожить правильно.

Карапуз хочет ходить сам, без посторонней помощи, а мама крепко ухватилась за руку и не отпускает. За обедом мама продолжает кормить, как и раньше, с ложечки, а кроха требует самостоятельности. Отсюда – непонимание друг друга.

Взрослым невдомек, что ребенок вырос, и они продолжают обращаться с ним, как с младенцем. При виде с его стороны агрессивности или сопротивления, родители начинают требовать подчинения, иногда с помощью повышения голоса или даже силы. Такое поведение родителей является неправильным.

Что же делать взрослым в кризис первого года? Расти вместе со своим малышом: учитывать его нужды, видеть в нем личность, давать ему больше свободы. Не нужно пугаться возрастных изменений в ребенке. Это эволюционный шаг, совершаемый каждым. Новообразование, которое приобретено карапузом в этот период, радует окружающих и удивительно для самого маленького человека – это умение говорить.

В возрасте пяти лет ребенок старается подражать взрослым, он уже способен управлять своими эмоциями, у него появляются  определенные интересы, увлечения, все больше его привлекает общение со сверстниками, все меньше он нуждается в маминых ласках. Дети в 5 лет активно готовятся к школе, родители стараются вложить много сил и времени в их развитие. Порой ребенку бывает сложно с этим справиться.

Кризис 5 лет у детей тоже имеет определенные симптомы:

  •  Ребенок в этом возрасте очень нервный, его реакция на слова или поступки взрослых может быть бурной;
  •  Малыш очень хочет быть похожим на родителей, но он осознает, что до взрослого возраста ему еще очень далеко, и это одна из причин нервозности, порой замкнутости;
  • В 5 лет ребенок вдруг начинает врать, на самом деле так он фантазирует, выдает желаемое за действительное;
  •  Пятилетки часто бывают неразговорчивы, у них пропадает желание делиться с мамой или папой своими переживаниями, успехами, неудачами, впечатлениями;
  •  Самый опасный симптом – появление страхов, например, страха темноты;
  •  В этом возрасте дети уже имеют некоторое представление о смерти, и у них появляется страх потери близкого человека;
  •  Признаки кризиса любого возраста – упрямство, непослушание, агрессивность, и пятилетним детям они тоже присущи.

Пять лет — очень сложный период в жизни, каким бы смешным ни казалось это утверждение. Ребенок начинает быстро развиваться, его интересует сразу все, появляются новые хобби и увлечения. Часто малыш просто не может справиться с такой нагрузкой, появляются раздражительность и агрессия. Родители должны набраться терпения и стараться помочь своему ребенку, а не наказывать его.

Читайте также:  Фуразолидон детям 💊: инструкция по применению, дозировка до 3 лет, аналоги

В пять лет происходит окончательное становление личности. Конечно, у некоторых деток этот процесс начинается раньше, у некоторых позже, но средний возраст — именно 5-6 лет. Малыш начинает усиленно подражать взрослым. Часто используются фразы: «Я взрослый», «Я сам». Очень важно убрать излишнюю родительскую опеку в этот период, если хотите, чтобы ваш малыш вырос самостоятельным.

Кризис 5 лет у детей — это интенсивный процесс формирования характера, мозг ребенка активно развивается. Родители должны обеспечить поддержку, а не пресекать попытки самостоятельности.

Основные симптомы кризиса 5-ти лет у ребенка — проявление повышенной самостоятельности, интерес ко всему, фантазии. Малыш может придумать сам игры, друзей, события. Порой рассказы ребенка в таком возрасте настолько реалистичны, что ему верят взрослые, а когда выявляется обман — наказывают его.

Детям вышеупомянутого возраста присущи некоторые отличительные черты. Так, для них характерно:

  • яркое и богатое воображение: малыш на ходу сочиняет истории, импровизирует, а его игры становятся более сложными;
  • понимание, что такое ложь и правда: теперь он может отличать одно от другого;
  • способность классифицировать поступки окружающих на плохие и хорошие, при этом малыш не боится выражать свое мнение открыто;
  • стремление к самостоятельности и периодическому выходу из-под присмотра старших;
  • стремление к общению с детьми своего возраста и нахождению в коллективе;
  • первая дружба, появление способности к искреннему сопереживанию;
  • острое желание поскорее вырасти, быть как взрослые, отсюда – подражание;
  • появление страхов: обычно больше всего дети боятся умереть или потерять любимых людей; они начинают понимать, что такое смерть и что от этого никто не застрахован;
  • при всем этом логики, способности к анализу и всеобъемлющему пониманию происходящего, как у взрослого, у малыша, конечно же, еще нет.

Полезное видео о том, как справляться с неуправляемыми детьми

  • Перепады настроения, вспыльчивость. Малыш становится раздражительным, любая мелочь может вызвать целую бурю эмоций. Вроде бы столь милый и добрый ребёнок неожиданно перестаёт таким быть и позволяет себе грубости даже по отношению к незнакомым людям.
  • Эмоциональность. Интенсивность проявляемых чувств порой несоразмерна ситуации, обстоятельствам. По крайней мере, так оценивают, воспринимают взрослые. Для маленького человечка же даже упавший осенний лист с дерева может показаться трагедией.
  • Манерность. Моментами напоминает шута, который кривляется. Таким образом он хочет показать, что вырос и вполне умеет себя вести так, как полагается зрелому человеку.
  • Неуверенность. Теряет устойчивость, так как обычная похвала по мелочи, да ещё и не заслуженная, может перестать устраивать. Также переживает, что другие дети лучше, чем он, им больше удаётся, они красивее, умнее и так далее.
  • Самостоятельность. Отказывается держаться за руку, проявляет желание попробовать какие-то запретные напитки или еду. Например, заявляет, что тоже хочет пить кофе по утрам. В общем, стремится делать дела, которые только подчеркнут его независимость.
  • Фобии. Неожиданно начинает бояться того, что раньше не вызывало страха. Например, у некоторых возникают даже навязчивые состояния на тему смерти, либо переживания по поводу будущего, вероятности неудачи и прочее.
  • Замкнутость. Весёлый и общительный, резко замыкается в себе, отказываясь, порой разговаривать не только с посторонними, но и с близкими людьми.
  • Ложь. На самом деле то, что говорит ребёнок, не является результатом его осознанной лжи. В этот период он просто настолько активно начинает фантазировать, что порой сам путается, где реальность, а где вымысел. Ему может настолько чего-то сильно хотеться, что будет выдавать желаемое за действительное.
  • ребенок перестает делиться с родителями переживаниями, не рассказывает, как прошел день;
  • на попытку пообщаться или узнать, как дела, может ответить, что хочет побыть один или нагрубить;
  • закатывает истерики, требует исполнения каждой прихоти, может весь день ходить недовольным;
  • сравнивает себя со сверстниками и считает себя хуже, комплексует из-за этого;
  • не уверен в собственных силах, слишком большое значение придает мнению других людей;
  • боится совершить оплошность, поэтому не хочет пробовать себя в чем-то новом;
  • отчаянно желает походить на старших, поэтому перенимает их привычки, жесты, поведение, обороты речи;
  • ратует за самостоятельность, стремится все делать сам. Что иногда не очень хорошо, ведь это предполагает такие вещи, как прогулки без родителей и попытки выполнить домашние дела, которые пока ему не под силу.

Наличие этих признаков говорит о том, что у ребенка начался кризис 5 лет, и старшим необходимо запастись недюжинным терпением. Да, это непросто. Но самому малышу еще труднее, ведь у него совсем нет жизненного опыта, и он не знает, как справиться с этим состоянием.

  • Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
  • Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
  • Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
  • Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом – он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
  • Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека – малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
  • Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.

Что это за зверь такой, этот кризис?

Психология рассматривает кризис как состояние, когда старое перестало работать, а новое ещё не было придумано. И вот человек находится на стыке, между тем, что устарело и тем, что пока не изобретено.

Отчего испытывает массу неприятных эмоций в связи с нестабильностью, неизвестностью. Например, тревогу, страх, злость, разочарование. Поэтому вспышки гнева и перемены в настроении или поведении становятся для нас понятными.

Только вот если кризис наступил у маленького человечка – это, что вполне ясно, пугает его до ужаса. Он не владеет какой-либо информацией о психологии личности и возрастной периодизации, не имеет жизненного опыта и каких-либо знаний о свойствах собственного характера.

А тут ещё и родители ругаются, что он изменился и не так хорош, как им кажется. А лучшая защита что? Верно, нападение. Поэтому и появляется неуверенность, страх, агрессивность и закрытость. Он начинает думать, что плохой, не достойный любви, перестаёт доверять другим и всячески отстаивает своё право быть собой.

Эмоции в момент истерики зашкаливают, отчего ему необходима помощь в успокоении, а не качественное наказание, которое ещё больше «расшатает» нервы.

Вспомните себя, когда вы чем-то расстроены или опечалены, вам поможет, если кто-то другой пригрозит, к примеру, лишением любви и внимания? Вряд ли, скорее всего, это ещё больше вас расстроит.

Поэтому с истериками важно не бороться, не лечить, а учить осознавать свои чувства и успокаиваться. Как это лучше всего сделать, вы узнаете далее.

Если всё идёт по плану, а точнее, при поддержке взрослых, то этот сложный период займёт примерно 6 месяцев, кому-то потребуется чуть больше времени, кому-то чуть меньше. Но если маленькая личность не справится и не сможет решить жизненные задачи этого возраста, то в дальнейшем будет регрессировать. То есть, иногда возвращаться в свои пять лет, несмотря на то, сколько ей реально лет.

Что советуют психологи?

1. Хоть это и непросто, но попытайтесь наладить с ним контакт. Больше общайтесь, проявляйте заинтересованность в его делах.

2. Рассказывайте, почему требуете от него то, что требуете. Например, объясните, чем чреваты прогулки без сопровождения взрослых в его возрасте и почему ему пока нельзя самому налить в кружку горячей воды из чайника.

Нужно, чтобы он понял, что есть абсолютные ограничения, и они действуют непрерывно. Потому что несут опасность для его здоровья и жизни. И в данном вопросе компромиссов быть не может: все, что входит в этот список, под запретом. В других случаях можно поискать какое-то решение, которое устроит обе стороны.

3. В конфликтных ситуациях старайтесь достичь компромисса. К примеру, когда маленький бунтарь наотрез отказывается спать днем, попробуйте вместо сна заняться чем-то другим. Но занятие непременно должно быть спокойным, чтобы в это время и малыш передохнул, и родители. Прекрасно подходит чтение, тихие игры. А можно просто полежать рядом друг с другом и поговорить.

4. Ребенку жизненно необходимо право выбора? Отлично. Только, давая ему это право, будьте мудрее. Предоставьте ему возможность выбирать из вариантов, которые нужны Вам, и добавьте пару других, но менее привлекательных. Так Вы убиваете двух зайцев одним выстрелом: ребенок доволен, потому что сам принял решение, а вам не нужно тратить время и силы на очередную ссору.

5. Обязательно поручайте своему маленькому помощнику несложную и безопасную работу по хозяйству. Особенно если он сам просит. Позвольте ему полить цветы, покормить кота, аккуратно сложить свою одежду и игрушки, проверить, нет ли писем в почтовом ящике. Малыш увидит, что ему доверяют «взрослые» дела, и ему будет очень приятно.

6. Старайтесь быть как можно спокойнее и терпимее, когда общаетесь с ребенком. Помните, что у него еще нет такого количества знаний и опыта, как у Вас, будьте же снисходительны.

7. Если Ваш непоседа ведет себя агрессивно по отношению к членам семьи или другим детям, обязательно говорите с ним об этом. Необходимо, чтобы ребенок понял: если он хочет быть, как взрослый, то и поведение у него должно быть соответствующее. А адекватные взрослые не дерутся, они умеют договариваться и держать свои чувства под контролем. Объясните на примере Вашей семьи: все относятся друг к другу с уважением и любовью, никто кулаками не машет.

Читайте также:  Отучаем ребенка от рук, в каком возрасте, как отучить младенца от рук, как отучить ребенка спать на руках

8. В кризисный период уделяйте малышу больше своего времени и внимания. Не отворачивайтесь, если он первый идет на контакт, хочет поговорить или поиграть с Вами. Дела всегда были и будут, не говорите, что Вы очень заняты и не можете сейчас побыть с ним. Иначе ребенок подумает, что бытовые заботы для Вас важнее, чем он, и эта грустная мысль будет тенью преследовать его еще очень долго.

Лучше, наоборот, продемонстрируйте, что откладываете все ради него, потому что для Вас важно побыть вместе со своим любимым ребенком. Но сразу предупредите, что через полчаса Вам нужно будет доделать начатое, ведь работа сама себя не сделает. И сразу после общения возвращайтесь к своим делам.

9. Никогда не отчитывайте малыша публично, это очень обидно. Все разговоры о его проступках должны проходить с глазу на глаз, никаких зрителей. Так Вы покажете, что бережно относитесь к чувствам ребенка. Другое дело – похвала. Говорить о достоинствах и поощрять за хорошие дела нужно обязательно. Причем здесь как раз лучше, чтобы это видели и слышали окружающие.

Нужно ли помогать ребенку, который переживает возрастной кризис? Безусловно. Во-первых, сам малыш очень утомляется, испытывая бурю эмоций. Во-вторых, самих родителей выматывает такое неуправляемое поведение ребенка.

В принципе, подходы к воспитанию в 3-5 лет примерно одинаковы:

  •  Родителям следует отказаться как от авторитарного стиля, так и от чрезмерной опеки, нужно постараться найти золотую середину, давая малышу определенную самостоятельность, прислушиваясь к его мнению, обсуждая и анализируя с ним его хорошие и плохие поступки;
  • Всем взрослым членам семьи необходимо договориться и выработать единый подход к воспитанию;
  •  Частые истерики у ребенка, конечно, могут вывести из себя кого угодно, однако, необходимо вести себя в эти моменты хладнокровно, не реагируя на вопли, а чтобы предотвратить истерику, нужно научиться переключать внимание малыша;
  • Если малыш упрямится, пытается оспаривать все, что ему говорят взрослые, не стоит продолжать дискуссию и силой пытаться переломить его упрямство, он ведет себя так, прежде всего, потому, что пытается найти слабое место взрослого, новые способы манипулирования родителями;
  • Не нужно поторапливать ребенка за столом или в детском саду, когда он одевается, возможно, таким образом он пытается заставить родителей помогать ему, как это было в более младшем возрасте, пусть есть целый час, тогда и следует выпускать его из-за стола;
  • Нужно давать ребенку возможность почувствовать себя взрослым, давая ему несложные поручения, например, в его обязанности может входить полив цветов или кормление рыбок;
  • Родителям придется учиться находить компромиссы в сложных вопросах, в чем-то уступать малышу, иногда признавать его правоту, спрашивать совета, например, папа может спросить у сына, какой букет больше подойдет маме, а у дочки спросить совета, какую рубашку надеть на семейный ужин;
  •  Четырехлетнего ребенка нужно постепенно приучать к труду, как минимум, он должен собирать игрушки, а в 5 лет уже и постель может застелить, и чашку за собой помыть;
  •  Как бы ни хотелось поругать ребенка за изодранные брюки или принесенного с улицы котенка, делать это нужно крайне редко, вообще, любое наказание – это исключительная мера воспитания, когда малыш действительно совершил серьезный проступок, иначе он просто привыкнет к постоянным понуканиям, упрекам, наказаниям и перестанет на них реагировать или станет выплескивать злость на более слабых.

Все советы, которые предлагаются родителям в этой статье, обобщенные, но каждый ребенок индивидуален, и возрастной кризис у каждого из них проявляется по-разному. Родителям важно понимать потребности своего ребенка, тогда этот сложный период пройдет менее болезненно.

Если родители замечают сильные изменения в поведении ребенка, то его либо начинают активно воспитывать, либо ситуация пускается на самотек. Оба пути неверны. Ведь родители должны понимать, что ребенок в пятилетнем возрасте просто не понимает, что с ним происходит, ему необходимо помочь преодолеть трудности, а не наказывать за все начинания.

Часто на ребенка кричат, иногда родители используют и телесные наказания. Не делайте этого, таким поведением вы можете настроить малыша против себя и в итоге воспитать жестокого и обидчивого человека. Подходите ко всем проблемам с пониманием и терпением, дайте ребенку свободу. При этом должна быть практика категорических запретов — малыш должен понимать все с первого раза. Агрессивное поведение и хамство сразу должно пресекаться, ребенок должен это понимать даже не по тону родителя, а по взгляду.

Родители должны постоянно разговаривать с ребенком, при этом важно дать ему понять, что к нему относятся серьезно. Давайте малышу проявить самостоятельность, не стоит этого бояться. Если появляются трудности, малыш может расстроиться и воспримет ситуацию как личную неудачу. Старайтесь не допускать подобных ситуаций, если вы видите, что у него что-то не получается — помогите.

При этом уберите из лексикона подобные фразы: «Отойди», «У тебя не получиться», «Я сам сделаю все за тебя». Необходимо именно помочь ребенку, скажите ему об этом примерно так: «Я знаю, что ты уже взрослый, но просто позволь мне помочь тебе, вместе мы обязательно справимся». Такой простой фразой вы сможете подчеркнуть самостоятельность и индивидуальность ребенка, при этом сможете контролировать любой процесс. Важно отметить, что если ребенок о помощи не просит, не стоит навязываться и поучать. Пусть малыш сам обратится к вам за помощью.

Очень важно в этот период начать приучать ребенка к домашнему труду и выполнению определенных обязанностей. Предложите ему ежедневно покупать хлеб или мыть чашки. Объясните, что свои обязанности в семье необходимо выполнять своевременно, что есть они у каждого и именно от небольших мелочей может зависеть слаженность жизни и семейного уюта.

Не бойтесь хвалить ребенка: в этом возрасте это необходимость. Особенно, если малыш начинает что-то новое, вы просто обязаны поддержать его, а похвала будет лучшим вариантом. Конечно, не стоит увлекаться этим, ведь переборщить легко — чрезмерная похвала может вызвать появление эгоистического поведения. Хвалите, но так, чтобы ребенок понял — он сделал это хорошо, но если постараться, то можно и лучше.

Давайте ребенку проявить свою самостоятельность, не проявляйте агрессии и раздражительности. Не учите, а помогайте и доверяйте малышу — именно это поможет быстро и незаметно пережить кризис 5 лет и воспитать настоящего, достойного человека для общества.

Итак, вы изучили пункты, которые характеризуют кризис пяти лет у детей и поняли, что он действительно посетил ваш дом. Главный вопрос, который появляется у родителей, заключается в том, как помочь малышу пережить этот период, при этом сохранить мир и дружественную атмосферу в семье? Мы собрали для вас отличные советы, которые помогут избежать слез и валерианки в вашей семье.

  • Больше самостоятельности!

Соберите семейный совет и поговорите вместе с ребенком, озвучьте, как вы рады тому, что он стал таким «взрослым». Скажите, что все члены семьи решили делегировать такому большому мальчику или девочке ряд домашних обязанностей. По пунктам обсудите, что можно делать малышу.

Допустим он хочет готовить еду, пожалуйста! Главное обсудите, какие блюда ему будет сделать под силу. Пусть кроха следит за кормлением домашних животных. Сам решает, какие вещи он будет носить в течении следующего дня. Предоставьте малышу больше свободы, покажите, что вы принимаете его «взрослость» и готовы доверить часть взрослых дел.

  • Чудодейственный эффект похвалы

Рекомендации

Мама готовит вместе с дочкой

Ребенка нужно допускать к взрослой работе

Предлагаю вашему вниманию советы психологов, способствующие более легкому преодолению кризисного периода.

  1. Будьте терпеливы. Помните что вы, как и прежде, должны окружать свое чадо заботой, добротой и лаской. Чем меньше и спокойнее будет ваша реакция на детские капризы, тем быстрее закончится этот кризис.
  2. Научитесь идти на компромисс. Родители не должны быть излишне категоричными. Важно научиться договариваться со своим ребенком. В противном случае у малыша появится ощущение того, что его желания и права ущемляют, интересы не учитывают.
  3. Не прибегайте к критике. Хвалите своего ребенка, но только по заслугам. Это могут быть какие-то незначительные победы, но все же его достижения. А вот критиковать не нужно, особенно в присутствии других людей. Очень важно, чтобы малыш ощущал защиту и поддержку близкого человека. Если хотите сделать замечание, то оно должно быть доброжелательным, произнесенным в момент, когда вы останетесь наедине.
  4. Почаще беседуйте. С учетом того, что данный период нередко сопровождается агрессией, злобностью и несдержанностью, ежедневно проводите беседы, направленные на разъяснения того, что хорошо, а что плохо. Чтоб ребенку было более понятно, прибегайте к способу сказкотерапии. Рассказав историю, вам вместе с малышом нужно ее проанализировать. Важно разобрать, чьи действия были хорошими, а чьи — плохими.
  5. Давайте выход детской энергии. Если ваш малыш очень активный, запишите его в спортивную секцию. В этом возрасте ребенок может заниматься уже и танцами, и плаваньем, и футболом, и гимнастикой. Малыш, который занимается в спортивном кружке, ощущает большую сбалансированность. Когда ребенок получает первое достижение, у него повышается самооценка, а новые знакомства отвлекают от личных переживаний.
  6. Помните о необходимости быть последовательными в своих действиях. Если вы что-то запрещаете, не стоит разрешать под давлением детской истерики. Вы должны идти до конца. Также важно, чтоб запреты одного родителя поддерживались мнением другого. В ситуации, когда, мама говорит «нельзя», а папа «можно» — папа хороший, а авторитет мамы уже подорван.
  7. Позаботьтесь о создании благоприятной атмосферы в семье.
  8. Поощряйте начинания ребенка. Если у него что-то не получается и он просит вашей помощи, помогайте, но не выполняйте действия вместо него.
  9. Старайтесь всегда быть в курсе событий жизни вашего ребенка. Беседуйте с ним на любые темы, показывайте, что вам действительно не все равно, но не навязывайте свое мнение.
  10. Если что-то запрещаете, обязательно аргументируйте свой запрет.
  11. Необходимо общаться с ребенком, как со взрослым. Для него сейчас это очень важно. Почаще обращайтесь за помощью к своему малышу, например, можете сказать, что у мамы болит спина, и она не может подмести в комнате. Предложите малышу, который уже такой взрослый, помочь справиться с этой задачей.
  • Раз уж он так отчаянно хочет повзрослеть, привлекайте его к своим повседневным обязанностям. Только не приказывая и заставляя, а обращаясь с просьбой, объясняя, что вам важна его помощь в уборке дома, готовке… Придумайте задачи, которые будут ему посильны, даже если с первого раза не выйдет с ними справиться, при поддержке он научиться и поверит в свои силы.
  • Уделите в этот период ему больше времени. Гуляйте, общайтесь, делайте что-то вместе. «Вовлечённость» в жизнь малыша даст ему ресурсы качественно пройти этот нелегкий для всех этап развития. А ещё укрепит связь между вами, сблизит.
  • Разговаривайте и объясняйте причины своих запретов.
  • Извиняйтесь. Если не справились с эмоциями и накричали на своё чадо – извинитесь потом, как остынете. Так он научится признавать собственные ошибки, на вашем примере. Да и не будет копить злость за порой несправедливое наказание.
  • Я-высказывания. Вы живой человек и тоже иногда не отдаёте отчёт своим словам и действиям. Учитесь не обвинять, давать оценку, а говорить от своего имени. Ощущаете разницу между фразами: «Ты меня злишь» и «Я разозлился»? В первом случае возникнет желание защититься, оправдаться, в то время как второй вариант является обратной реакцией на какие-либо действия. Тогда малыш не будет думать, что он плохой и расстраивает родителей, а поймёт, что именно такое поведение вызывает именно такую реакцию. Это повышает осознанность. И предотвращает в будущем массу межличностных проблем.
Читайте также:  Как собрать анализ мочи у грудничка девочки или как правильно и быстро собрать мочу у младенца для анализа • Твоя Семья

Что делать родителям?

  • У ребенка возникли адаптационные проблемы, например, когда он стал посещать детский сад. Во-первых, нужно отметить, что родители сами должны быть позитивно настроены на посещение ребенком детского сада. Также важно, чтобы малыш был подготовлен к садику: нужно организовать прогулки по территории детсада, много рассказывать о занятиях и досуге в саду. Перед посещением садика научите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, помогите правильно держать в руках ножницы, вырезать, делать простейшие аппликации, работать с пластилином и т. д. О том, какие первоначальные навыки нужны малышу для пребывания в детсаду можно заранее узнать у воспитателей;
  • Малыш живет в однообразной обстановке, нет перемен в видах деятельности. Психическое и физическое развитие детей требуют, чтобы уже к 4 годам они умели много двигаться и познавать окружающий мир. Малыш должен привыкнуть к размеренному режиму дня, но с разнообразной интересной деятельностью: обязательные познавательные прогулки должны сменяться кратковременными (не более 15 минут) домашними занятиями — рисованием, лепкой, аппликацией. Кроме того, важно всячески привлекать малыша к выполнению домашней работы. Посильная помощь на кухне или уборка игрушек и т.п. развивает, улучшает настроение, вносит интерес в жизнь малыша, и он с гордостью рассказывает всем о своих достижениях;
  • У ребенка возникло непонимание в общении со сверстниками. Часто дети 4-5 лет не могут эффективно общаться в группе или во дворе. Бывают малыши, которые могут отобрать игрушку, а есть такие, которые отдают свои игрушки и перестают общаться. Что необходимо делать? У слишком активных нужно развивать способность идти на компромисс, а у скромных — умение вступать в диалог и отстаивать собственные интересы. Всегда тщательно разбирайтесь, в чем причина инцидента на площадке или в группе и учите малыша озвучивать свои просьбы, отказ или предложение;
  • Ребенок замкнут или стеснителен. Малыш 4-5 лет может быть неуверенным в собственных силах, замыкаться в себе, не общаться. Он также может плохо разговаривать. В таких случаях нужна помощь логопеда или дефектолога. Чтобы победить неуверенность в себе у ребенка, можно обратиться к детскому психологу. Родители могут также попытаться решить эту проблему самостоятельно с помощью некоторых приемов. Как быть? Почаще прямо внушайте своему ребенку, что он отлично общается, приведите конкретные примеры, ведь, наверняка, у малыша есть хороший друг. Отмечайте у своего крохи ум, правдивость, говорите о том, что он приятен в общении. Не критикуйте, а хвалите: за самостоятельные действия, проявление инициативы, правильное решение. Позволяйте ему заботиться о вас, о других членах семьи, помогать в каких-то делах. Советуйтесь с малышом, при принятии решений учитывайте его мнение и акцентируйте это, чтобы ребенок знал, что его мнение значимо.

Когда ребенок переживает кризисный возраст, родителям сложно уравновешенно осуществлять воспитательный процесс, чтобы вдруг не сорваться, не сделать ошибок, и, тем самым, не усугубить проблему. Любящие родители стараются в этот период быть внимательнее, заботливее и терпеливее. Проявите максимум выдержки, в этом вам помогут полезные советы психолога:

  • Необходимо держать эмоции под строгим контролем. Любой срыв оттягивает решение проблемы на более продолжительное время;
  • Используйте в общении с ребенком элементы игры: отвлекайте, предлагайте возможность выбора и проявления инициативы;
  • Будьте последовательны в словах и действиях, не противоречьте сами себе;
  • Требуйте от малыша только то, что вы сами сможете сделать;
  • Предоставьте крохе возможность действовать самостоятельно, постепенно отпускайте от себя;
  • Взрослые проблемы обсуждайте при отсутствии ребенка.

Малыш быстро поймет, что лучше делать, чтобы папа и мама были довольны, кроме того ему и самому от этого будет приятно. Наоборот, постоянное недовольство поведением крохи будет только провоцировать еще большее непослушание и негативное поведение.

  • Большой или все-таки маленький?

Есть две крайности в родительском воспитании. Первое, когда мама и папа не замечают, что их ребенок уже большой и стараются все делать за него – это приводит к тому, что в период кризиса детка старается вести себя излишне дерзко, чтобы вырваться из-под родительской гиперопеки. Вторая крайность, когда родители считают свое чадо «уже взрослым» и стараются выстраивать линию поведения с ним как с равным себе.

Понятно, что ни одна из крайностей не будет правильной. Учитесь балансировать между ними, с одной стороны предоставляйте детке возможность проявить себя и делать все больше дел самостоятельно, с другой стороны – не забывать, что он все же еще ребенок и хочет, чтобы мама и папа приласкали его, пожалели, когда это необходимо.

В любой семье существует ряд запретов, которые ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать. Проговорите их с чадом, объясните почему это важно.

Например, нельзя открывать дверь незнакомцам, играть с огнем, переходить дорогу, не взявшись за руку со взрослых человеком. Если ребенок нарушил такой запрет – за это он должен нести наказание и никаких поблажек быть не должно, потому что настоящие важные запреты касаются жизни и здоровья чада.

5-летняя девочка

Многие родители легко ведутся на провокации и манипулирование со стороны ребенка, постарайтесь улавливать настроение вашего чада в каждой конкретной ситуации. Дети в каждый свой возрастной кризис стараются прощупывать рамки поведения и границы дозволенного.

Естественно, что с взрослением у малыша появляется больше прав, он может позже ложиться спать, кушать чуть больше сладкого, чем раньше, но кроме прав прибавляется больше обязанностей и ответственности. Донесите это до ребенка, не разрешайте «вить» из себя веревки, если видите, что чадо начинает вести себя излишне дерзко и пренебрежительно по отношению к вам.

На самом деле кризис 5 лет у детей хорош тем, что в этот период вы уже можете полноценно общаться с ваши чадом, чем вам и стоит заниматься ежедневно. Любой конфликт, обиду или непонимание, вполне можно обсудить с пятилетним ребенком, причем сделать это доходчиво и в доступной форме.

Этот период хорошо тем, что кроха уже находится в сознательном возрасте и лучшее, что могут сделать для него родители — дружить с ним, быть поддержкой и опорой в любых ситуациях. На этом статья заканчивается, надеемся она была полезной для вас! До встречи в новых статьях!

Автор статьи: Курахмаева Ирина Николаевна.

1. Пугать, жестко наказывать, поднимать руку на ребенка. В противном случае он просто замкнется в себе, а его страхи и другие негативные лишь усилятся. Вы же потеряете доверие, вернуть которое будет непросто (а может быть, и вовсе невозможно). Еще в такой ситуации малыш может начать врать родителям, чтобы избежать наказания.

2. Избегать общения и жалеть времени на ребенка. Это формирует убеждённость в том, что он Вам не нужен. Отсюда комплексы и душевная боль.

3. Подвергать критике самого ребенка вместо его действий. Даже если Вы вышли из себя, оценивайте только поступки. Иначе в голове ребенка укоренится мысль, что его любят и он нужен родителям, только когда угождает им и хорошо себя ведет. Умение себя вести – бесценно, но малыш должен знать, что его любят просто за то, что он есть.

4. Отвечать агрессией на агрессию. Это усугубит ситуацию и ни к чему хорошему не приведет.

Завершение

И напоследок хочу напомнить, что каждый человек индивидуален. Поэтому кризис по-разному проявляется. Порой он совсем незаметен и не ощутим, либо же приобретает серьёзные масштабы.

А также хочу рекомендовать статью про сексуальное воспитание детей. Очень важная тема в жизни ребенка, которая поможет избежать многих неприятностей.

Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Вместо заключения

От того, как малыш переживет кризис 5 лет, многое зависит. На карту поставлено гармоничное становление личности, понимание и принятие своего места в обществе и среди родных. Задача взрослых заключается в том, чтобы помогать ребенку преодолевать временные трудности. А главное – учить его, как правильно это делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *