Содержание:
Необходимые знания
В этот период дети легко осваивают новые навыки и совершенствуют ранее приобретенные. Часть информации они получают в дошкольном учреждении, однако основные умения приобретаются в повседневном общении с родными. Наилучший результат обучения дают уроки в игровой форме. В таблице описано, что должен уметь ребенок в 6 полных лет.
Уровень | Знания, умения | ||||||
Личные данные | Место проживания | Бытовые навыки | Ориентация в окружающем мире | Правила общения | Животный и растительным мир | Пространственная ориентация | |
Минимальный | Имя, фамилия, имена родителей, братьев, сестер, возраст, свой пол | Название города, адрес | Уверенное использование столовых приборов, умение одеться и раздеться (от белья до верхней одежды), раскладывание игрушек и вещей по местам, мытье рук, купание, чистка зубов | Составляющие суток (день, ночь, утро, вечер), времена года, дни недели, названия сезонов и их отличия | Приветственные фразы (добрый день, до свидания), обращение к старшим (на Вы) | Названия не менее 5 животных и птиц, отличия между домашними и дикими животными, понятие о растениях, показывать фрукты и овощи | Право – лево, вперед – назад, далеко – близко |
Доступный для данного возраста | Отчество, имена бабушек, дедушек, тети и дяди, воспитателей, профессии папы и мамы | Наименование страны, области или района, столицы, ближайших водоемов | Мытье своей тарелки и чашки, вытирание пыли, полив цветов, разогрев пищи в микроволновке, сортировка одежды для стирки, вынос мусора | Названия месяцев года | Обращение по имени и отчеству | Понятие о перелетных птицах, насекомых | Знание сторон света |
Дети до 7 лет должны научиться уверенно держать ручку и карандаш в руках. Они умеют рисовать простые образы (человечка, солнышко, цветок), разукрашивают картинки, могут обрисовать контуры по линиям. Дошкольники должны знать все основные цвета, отличать их оттенки.
Что знает шестилетний дошкольник?
Развитие ребёнка 6 лет обусловлено, прежде всего, его будущей занятностью в школе. Активная, ежедневная умственная работа, новые физические нагрузки, невиданная прежде атмосфера коллектива, предполагают специальную предварительную подготовку детей. Существует ряд критериев для оценки эмоциональной стабильности и интеллектуального развития шестилетних малышей. Ими пользуются специалисты по работе с дошкольниками: педиатры, педагоги.
- Названия предметов, которые он наблюдает в доме, на улице, в детском саду.
- Природные явления и представителей животного мира.
- Ориентируется во времени (названия сезонов, месяцев, дней недели).
- Счёт до 10 и обратно.
- Как выглядят основные геометрические фигуры.
- Как сравнить количество предметов (до пяти).
Считается, что будущий школьник должен уметь концентрировать своё внимание в течение 20 минут. Для шестилетнего возраста этого пока достаточно: излишние усилия для умственной тренировки могут вызвать обратный эффект – оттолкнуть ребят от работы. Интеллектуальные занятия для развития памяти и концентрации внимания у детей 6 лет часто включают запоминание четверостиший и повторение за взрослым ряда незнакомых слов (до десяти).
Физическая активность
Перечень общих показателей физической активности связан не с ростом или весом ребёнка, а со степенью развития координации, реакций и умения владеть своим телом. Физические критерии в развитии детей 6 лет рано делить по гендерному признаку: девочки и мальчики ещё имеют в запасе 5-6 лет до наступления первых гормональных перемен.
Активность. Считается нормальным, если дошкольник очень подвижен и неусидчив. К его излюбленным играм могут относиться те, которые связаны с бегом или прыжками: догонялки, салки и др. Будущий школьник должен уметь:
- обходить, оббегать или перепрыгивать препятствия, не задев их;
- ходить по перекладине, удерживая баланс;
- уверенно играть с мячом: подавать его без промахов и ловить.
Особенностью телесного развития ребёнка может быть активный рост. Опорно-двигательный аппарат перестраивается к новым условиям, и родителям важно следить в этот период за осанкой своего чада.
Мелкая моторика рук. Перед тем как стать первоклассником, малыш должен уверенно владеть руками, и умело выполнять несложные задания:
- держать карандаш или ручку в руке, рисовать прямую и кривую линии на листке бумаги;
- составлять аппликации без посторонней помощи: вырезать фигурки ножницами и приклеивать их;
- обращаться с пластилином, солёным тестом или другими видами материалов для лепки.
Мелкая моторика рук тесно связана с обучением чистописанию, которое ждёт всех первоклассников. С первого сентября важно не отставать в этом умении от класса. Необходимо предварительно организовать творческие занятия для развития ребёнка 6 лет. Заинтересуйте малыша рисованием, скульптурой или вязанием. Найдите его любимое занятие методом проб и ошибок. Пишите вместе буквы и цифры.
В этом возрасте ребенок не может долго усидеть на одном месте. Он очень подвижен, любит бегать и прыгать. Мальчики в этом возрасте предпочитают подвижные коллективные игры, девочки знакомятся с «классиками» и скакалками. В теплое время года дети любят кататься на велосипеде. Физиологическое развитие дошкольника можно оценить по его физической активности. В этот период ребенок легко способен делать следующее:
- удерживать равновесие при ходьбе по бревну;
- бегать вокруг препятствия, не задевая его;
- перепрыгивать через невысокие бордюры;
- уверенно прыгать на одной ноге;
- ловить мяч;
- бросать предметы одной рукой;
- 2-3 раза подтягиваться на турнике;
- играть в мяч ногами;
- бегать по лестнице, переставляя ноги через 1 ступеньку.
У ребенка к этому времени хорошо развита мелкая моторика. Он рисует прямые и волнистые линии, самостоятельно делает аппликации, вырезает фигуры ножницами, лепит из пластилина и теста. В этот период уровень физической активности неразрывно связан с мозговой деятельностью. Активные движения способствуют улучшению кровоснабжения головного мозга.
Социальные умения
Будущая смена статуса ребёнка предполагает наличие первичных навыков общения. Бывшие воспитанники яслей и детских садов имеют здесь преимущество перед коллегами-«домоседами»: они привыкли выполнять простые требования этикета (здороваться, прощаться и благодарить), играть в коллективе и сопереживать.
Шестилетний ребенок должен обладать рядом базовых навыков по математике. Некоторыми из них, например, умением различать геометрические фигуры, учат с 4 лет. Однако к 6 годам объем знаний значительно увеличивается. Развитие ребенка предполагает наличие следующих математических знаний в 6 лет:
- Счет от 1 до 10 и обратно. Ребенок способен освоить цифры до 20. Также нередко дошкольники умеют складывать и вычитать однозначные цифры.
- Сравнивание количества предметов в пределах 5.
- Осознание значений «больше», «меньше», «равно».
- Рисование квадрата, круга, треугольника.
- Визуальное восприятие различных числовых знаков. Не все дети могут в 6 лет писать цифры, однако они должны суметь найти их в тексте.
- Решение простых задач на примере наглядного материала. При разделении кубиков на две части ребенок сможет вычислить, сколько предметов в каждой из них.
Интеллектуальные показатели
Логическое мышление малыша, его память, внимание и общие знания также поддаются оценке профессионалов при записи в первый класс. Рассмотрим требования к умственному развитию дошкольников подробнее.
Развитие речи. Дошкольник уже может изъясняться понятно для окружающих. Обладая достаточным словарным запасом, ребята способны даже к недолгому монологу, предпочитая диалоговую форму общения.
Необходимые речевые навыки малыша:
- контроль эмоциональной составляющей речи – способность к интонации, понижению тембра голоса, шёпоту;
- деление слова по слогам;
- использование сложных предложений в речи (при построении фразы возможны задержки, речевые паузы);
- внедрение синонимов.
Логическое мышление. Знания дошкольника отличаются образностью и красочностью, вместе с тем ход его размышлений не лишён логики. Каковы его умения к шести годам?
- Последовательное рассуждение.
- Ориентация в пространстве и времени: может сказать время по часам.
- Способность написать печатные буквы.
- Возможность объяснить маршрут из точки А в точку Б.
- Базовые знания для анализа: причина, следствие, вывод.
Занятия для развития логики направлены на утверждение перечисленных навыков. Упражнения для дошкольников часто включают:
- ряд предметов и явлений, из которых нужно выделить лишний по некоторому признаку;
- разгадка ребусов и головоломок;
- восстановление хронологического порядка событий.
Требования к памяти, вниманию и общим знаниям дошкольника. Считается, что к шести годам малыш уже владеет немалым багажом знаний об окружающем мире. Из сказок, выслушанных перед сном, из разговоров взрослых братьев и сестёр, родителей и друзей, из просмотренных мультипликационных фильмов, формируется его кругозор.
Развитие речи
К данному возрасту дети должны выговаривать все буквы. Если существуют проблемы с произношением звуков, следует обратиться к логопеду. Речь ребенка связная, он может высказывать свои мысли, используя сложные предложения. Дошкольник может принимать активное участие в диалоге, развивается его способность произносить монологи. Дети также умеют:
- пересказывать услышанное, описывать увиденное;
- составлять рассказы из 5 предложений;
- находить слова, противоположные по значению (светлый – темный, мягкий – твердый);
- запоминать и рассказывать скороговорки;
- выражать эмоции через интонацию;
- называть предметы в единственном и множественном значении;
- образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов;
- разделять слова по слогам;
- находить синонимы.
Для развития речи ребенка родителям нужно читать ему сказки и рассказывать истории. После услышанного необходимо просить малыша пересказать наиболее понравившиеся моменты. Следует предлагать ребенку придумать другое окончание сказки.
Память и внимание
Дошкольники должны легко запоминать стихи из 8 строк и более. Если во время игры взрослый прячет одну из игрушек, ребенок сможет назвать, какой предмет исчез и где он стоял до этого. Также ребенок умеет различать звуки по памяти. Например, он запоминает, как гудит холодильник, отличает звук дверного звонка от обычного колокольчика. В этот период малыш способен узнавать песни.
Для развития памяти и внимания можно играть с детьми в «слова». Нужно назвать 10 слов и попросить малыша сказать, что он запомнил. Всего ребенку дается 5 попыток, перед каждой из которых следует повторять сказанное. Хорошим показателем является умение повторить услышанное без ошибок с 4 попытки.
Каковы социальные навыки будущих первоклассников?
- Умение позаботиться о себе. Ребята способны обойтись без посторонней помощи при принятии пищи и выполнении гигиенических процедур.
- Желание соучаствовать, помогать родителям и старшим.
- Контроль над собственными эмоциями и уважение к собеседнику.
Даже если мальчики и девочки 6 лет не имеют соответствующего социального опыта, важно, чтобы психическое развитие позволило им переход к новой, коллективной жизни. Для подготовки таких ребят к переходу важно организовывать им совместные игры с другими детьми на площадке, походы в гости и проведение совместных праздников дома. Участие старших братьев и сестёр, их пример, также отражается наилучшим образом на коммуникативных навыках малыша и его психике.
Процесс подготовки к школьной жизни включает самые разнообразные виды активности, которые направлены на всесторонние развитие малыша. Они призваны обеспечить достойный уровень успеваемости в первый год обучения. Точные знания о том, что должен уметь ребёнок дошкольного возраста, позволят родителям обеспечить плавный переход своего чада к новому амплуа.
Шестилетний малыш должен уметь отвечать на вопросы взрослых четко и без стеснения. В норме у него к этому возрасту появляются 1-2 постоянных друга. Однако в норме круг общения ребенка намного шире. Следует учитывать, что дети, посещающие дошкольное учреждение, быстрее адаптируются в новом окружении.
- умение участвовать в коллективных играх;
- желание помогать сверстникам, младшим детям, взрослым;
- проявление уважения к окружающим;
- самообслуживание (одевается, убирает за собой).
В этот период дети учатся отстаивать собственную точку зрения и находить компромиссы. Родители могут научить своего наследника признавать и исправлять свои ошибки, правильно воспринимать успехи и поражения. Если ребенок не посещал детский сад, следует отдать его в интересную секцию, где он отточит навыки общения с незнакомыми людьми.
Подготовка к школе
При подготовке к школе родителям нужно уделить внимание режиму дня ребенка. Необходимо, чтобы он привык вставать, ложиться, завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время суток. Основная подготовка к школе происходит дома вместе с родителями. Занятия нужно проводить в игровой форме. Следует приступать к обучению только тогда, когда будущий школьник находится в хорошем настроении.
Следует заниматься 2 раза в день, каждое занятие должно длиться 20 минут. Обучение дошкольника заключается в следующем:
- Обучение алфавиту. Перед школой ребенок должен знать все буквы и показывать их на обучающих картинках (подробнее в статье: что должен знать ребенок, идя в первый класс?).
- Тренировка руки к письму. Необходимо приобрести для дошкольника специальные прописи, в которых он будет учиться выводить части букв, не выходя за отведенные линии.
- Формирование речи. Дошкольнику нужно предлагать пересказывать сказки или составлять собственные короткие произведения.
- Расширение математических познаний. Нужно научить ребенка решать простые задачи на сложение и вычитание. Развивать навык можно в процессе совместных посещений магазинов, где малышу будет предложено посчитать сдачу. Также необходимо научить ребенка писать цифры от 1 до 10.
- Развитие творческого мышления. Творчество развивается в процессе создания поделок из различных материалов.
- Обучение логике. Для этого можно использовать специальные развивающие игровые наборы, в которых требуется убрать лишнюю карточку или расположить картинки по смыслу.
- Тренировка памяти и внимания.
Развитие мальчиков и девочек
В 6-7 лет дети четко осознают свою принадлежность к полу. Мальчики особое внимание обращают на поведение папы, а девочки подражают маме. Отличаются увлечения и предпочтения детей. Будущие женщины предпочитают играть в спокойные игры с небольшими игрушками. Взрослеющие мужчины любят лазать по деревьям, прыгать и бегать в ускоренном режиме, играть с мячом.
В процессе подготовке к школе девочки быстро усваивают письмо, чтение и речевые навыки. Мальчикам легче даются математика и логические задания. Девочки более эмоциональны, а представители сильного пола стараются скрывать свои переживания.