На какой бумаге рисовать пастелью? Бумага для масляной пастели

Техники окрашивания бумаги

Пастель – уникальный способ рисования. Он предполагает нанесение на поверхность набросков, эскиза и завершающих штрихов цветными сухими мелками, масляными или восковыми.

Рисунки, выполненные в этой технике, достаточно выразительны благодаря ярким цветам и плавным линиям.

Чтобы добиться нужного эффекта, нужно не только решить, на какой бумаге рисовать пастелью, но и подобрать подходящий тип мелка:

  • сухие: они состоят из пигмента и связующих компонентов – декстрина и гуммиарабики. Их лучше использовать опытным художникам, поскольку работа с сухими мелками достаточно щепетильна;
  • масляная: она содержит льняное масло и воск, что облегчает ее нанесение на бумагу. По сравнению с сухой пастелью она менее прихотлива. Подойдет для начинающих художников;
  • восковая: она изготавливается с добавлением воска. Этот материал имеет насыщенный оттенок и плотную фактуру. Его считают оптимальным для детского творчества, поскольку с ним комфортно работать, он не растекается и не содержит вредных компонентов.

Подбирайте материал для создания рисунков, исходя из уровня подготовки и той картины, которую вы ожидаете увидеть. Если ваша цель – рисунки с четкими линиями и насыщенными оттенками, то выбирайте материал с примесью воска или масла. Во всех остальных случаях стоит научиться работать с сухими мелками.

Прежде чем приступить к основной части работы – созданию эскиза, основу нужно затонировать. Для этого художники используют различные подручные материалы: пакетики зеленого и черного чая, кофе. Эти компоненты добавляют в воду, затем раствор при помощи кисти переносят на бумагу.

Учтите, что от оттенка раствора для тонирования и сорта чая или кофе зависит цвет «подложки» и, соответственно, финальный результат.

Основные понятия

Художественная пастель — это цветные мелки, состоящие из тонко растёртого цветного пигмента, наполнителя и клея. В хорошей пастели наполнителя мало, а клея ровно столько, чтобы мелок не рассыпался, когда его держат в руке; остальное — пигмент или смесь из двух-трёх пигментов (включая белила). Нормальные производители, а таких раз-два и обчёлся, особенно на российском рынке, выпускают пастельные мелки одного цвета, но с разным содержанием белил — по пять, шесть, восемь тонов разбела.

Пигмент в хорошей пастели тот же, что и в художественных красках другого типа — соли кадмия, кобальта, свинца и т.д. Поэтому, рисуя пастелью, вы можете наесться и надышаться тяжёлых металлов так, что мало не покажется. В последнее время производители перешли на менее токсичные версии пигментов того же цвета — красители и порошок окрашенного в массе оргстекла.

Дышать им тоже нездоровая идея, но разница между лёгким раздражением гортани и раком горла всё же имеется. С другой стороны, «новые» пигменты не стойки, и, повесив сделанный ими рисунок на светлом месте, вы получите выцветшую картину с феноменальной скоростью — за два-три года. Случайно приобрести токсичные мелки невозможно — они стоят раз в 3-5-7-9 дороже, чем аналогичные современные. (Некоторое подозрение здесь вызывает «Подольская» пастель, о чём чуть позже).

Наполнителем в большинстве видов сухой пастели служит каолин (белая глина), мел или тальк. Тальк сам по себе не слишком-то полезен при глотании, а особенно при вдыхании внутрь. Опять-таки, тальком пользуются только отдельные специалисты, изготавливающие пастель дорогих сортов. Клеевое связующее в пастели обычно гуммиарабик, иногда к нему или вместо него используют молочную сыворотку с противогрибковой добавкой, а также природный белый мёд.

Эти связующие водорастворимы, что позволяет использовать большинство видов современной пастели в водных растворах, набирая их на кисть или размывая водой прямо на листе. При этой операции получается обыкновенная гуашь. Кстати, рисование пастелью поверх акварельного или гуашевого наброска («подмалёвка») — очень изящная и интересная техника.

В твёрдые сорта пастели (см. ниже классификацию) входит в качестве связующего воскоподобное вещество, препятствующее лёгкому размыванию и растиранию этих мелков. Вместе с ними воду лучше не применять. Для мягкой пастели и пастельных мелков вместо воды за рубежом часто применяют крепкий спирт. Почему эта традиция не прижилась у нас в России — остаётся только догадываться…

Бумага для пастели должна быть умеренно толстой, шероховатой, прочной и обладать способностью как бы впитывать частицы пигмента, чтобы можно было положить его на бумагу достаточно толстым слоем. По офисной бумаге для принтеров. а тем более по меловке, пастелью не порисуешь. Есть специальные виды бумаги для пастели, обычно выпускаемые в разных не очень ярких цветах — коричневые, серые, чёрные, приглушённые цветные оттенки.

Читайте также:  Мазь при растяжении мышц: какой препарат помогает при травме суставов у спортсменов и его недорогие аналоги

Цветной пастельная бумага делается для того, чтобы пользоваться мелом. Кроме того, цвет бумаги всегда будет главным тоном в картине пастелью (это отличает пастель от таких техник, как живопись маслом или акрилом, где в основе используется как можно более контрастный к картине цвет подложки). Бумага для пастели относительно недорога, по сравнению с хорошими сортами акварельных бумаг, а тем более с холстами.

Некоторые рисуют пастелью (особенно дешёвой) на наждачной бумаге с мелким зерном, и достигают прекрасных результатов. Такие картины нельзя смачивать водой или фиксативом — они темнеют и необратимо портятся. Есть и специальная бумага для пастели, имитирующая наждачку, одна сторона которой покрыта слоем пемзы или пробки.

Если у вас уже есть «Феррари» и вилла на Канарах (ну, или если вы профессионал) — вы можете позволить себе в кредит склеечку такой бумаги листов на 10 для самых важных в вашей жизни картин. Пастелью пишут также на мелкозернистом холсте (я нашёл это извращением, так как с холста она осыпается при малейшем дрожании полотна), на бархате, атласе, велюре и, внезапно, на бархатной бумаге для детского творчества. Есть ещё такие, кто красит пастельными мелками также собственные волосы, но мы здесь не для того, чтобы обсуждать извращения, верно?

Для техник с применением воды, а то и просто для рисования, можно применять акварельную бумагу любой фактуры. Акварельная бумага всегда белая или бледно-кремовая, поэтому, если белый цвет в картине не должен доминировать, бумагу можно покрыть тонким слоем акварельной краски нужного цвета и дать просохнуть.

Хороший выбор для пастели также обёрточная и упаковочная бумага, «крафт», однако большинство сортов современного российского крафта только на обёртки и годится — гладкий, мятый, проклеенный лист не удержит пастель. Неплохая и дешёвая крафт-бумага в листах продаётся сейчас в папках с торсом римского гладиатора на обложке;

Закрепляют пастель фиксативом — специальным раствором, который делает её чуть менее сыпучей. Простейший фиксатив — вода; к ней можно прибавить мёда, клея ПВА или сахара, а также противогрибковое средство в очень небольшом количестве. Некоторые пользуются лаком для волос — «Прелесть» или «Сюжет». Есть фирменные фиксативы, они довольно дороги (цена на бутылочку плавает вокруг 1000 р), но расходуются обычно по два-три года.

Из дополнительных материалов нужны: планшет для наклеивания бумаги, несколько мокрых, грязных и чистых тряпочек (салфетки и нетканые полотенца пойдут на «ура»!), бумажные палочки-растушёвки (их можно заменить ватными палочками для ушей, силиконовыми кистями, а то и чистым пальцем), мягкая формующаяся резинка (их называют ещё «клячками»), рабочее место, которое можно быстро и безопасно протереть, и яркое освещение с хорошей цветопередачей.

Бумага для пастели

В последнем случае подойдёт рассеянный свет из окна, комбинация из бытовых светодиодных ламп цветности /840 и /865, специальные студийные лампы и т.д. Критерий качества света простой: вы должны на глаз отличать цвета всех ваших мелков друг от друга. Мощность светодиодного света — 40 Вт на м², ночничок для нормальной работы вечером не подойдёт.

Внимание! Не сдувайте пастельную пыль с картины и соседних поверхностей ртом! Надышитесь обязательно, а пыль окажется везде.

Цвет основы

Теперь переходим к вопросу, на какой бумаге рисовать пастелью начинающему художнику.

Первый аспект, на который стоит обратить внимание, – оттенок основы. От этого зависит результат. Мастера при выборе цвета полотна рекомендуют придерживаться четырех принципов:

  • откажитесь от оттенка, совпадающего с основной гаммой рисунка, иначе картина будет напоминать размытое пятно. Лучше сыграть на контрастах;
  • помните, что цвет бумаги делает более насыщенными и выразительными «родственные» оттенки. Например, на голубом фоне более заметными станут бирюзовые или синие линии, а на красной – бордовые или розовые;
  • на бумаге в нейтральном оттенке (бежевый, слоновая кость) как темные, так и светлые цвета смотрятся одинаково насыщенно;
  • белая бумага для масляной пастели – ошибочное решение, поскольку отдельные фрагменты фона придется долго закрашивать. Единственное исключение из правил – художественный замысел мастера, предусматривающий наличие на полотне белых пятен.

Перед выбором оттенка фона тщательно обдумайте, какие цвета вы будете использовать при написании картины.

Обзор конкретных марок пастели

С особенностями состава, производства и фактурой мы разобрались, теперь пару слов о продукции различных брендов, представленных на рынке.

  1. Colorfix: акварельная бумага от производителя из Нидерландов – Old Holland. Для ее изготовления используется метод горячей прессовки – благодаря нему получается основа с мелкой зернистостью. Этот продукт выпускается в 16 различных оттенках.
  2. Elle Erre: фактурная основа итальянского бренда Fabriano. Она состоит из целлюлозы, имеет специальную склейку. За счет этого краски не окисляются и сохраняют первоначальный оттенок в течение нескольких лет. Этот вариант подходит для многослойных рисунков, созданных при помощи масляной пастели.
  3. Tiziano: изготавливается на фабрике Fabriano. Она имеет фактурную поверхность, из-за этого рисунки получаются выразительными, а растушеванные линии – объемными и воздушными. В составе полотна нет окислителей и других примесей, поэтому пигмент красок не изменяется со временем.
  4. Daller: продукт компании Rowney. Это отличный вариант для тех, кто экспериментирует  с различными техниками, постоянно смешивает краски, чтобы получить новые оттенки и перенести их на полотно. Мягкая и фактурная бумага  Daller позволит реализовать творческие замыслы и при этом сделать линии более четкими и объемными, а тона – глубокими и насыщенными.
  5. Etival: этот бренд принадлежит компании Clairefontaine. Бумага состоит на 45% из хлопка и на 55% из синтетических волокон. Ее текстура напоминает миниатюрные пчелиные соты, но при этом масляная или восковая пастель ложится на ее поверхность без единого изъяна. Бумага выпускается как в ярких оттенках, так и в нейтральных.
  6. Arches: производится компанией Canson. В ее основе – натуральный хлопок. Для склейки используется специальный состав на основе желатина, позволяющий сохранить цвет пигмента и предотвращающий его высыхание. Это плотная бумага с зернистой поверхностью, устойчивая к деформации.
  7. Disegno: еще один продукт от итальянского производителя Fabriano. Состоит из хлопка и синтетических волокон. Кислоты и другие примеси отсутствуют. Эта бумага прекрасно сохраняет истинный оттенок пигмента, не выгорает на солнце и не деформируется со временем.
Читайте также:  Неприятный запах изо рта у ребенка: причины, лечение плохого гнилостного запаха изо рта у детей

Это только малая часть товаров от производителей бумаги из Италии, Франции, Нидерландов, которые можно найти в профильных магазинах. Не поленитесь потратить немного времени, чтобы изучить их характеристики и испытать пару образцов на практике.

В русскоязычной литературе укрепилось мнение, что пастель делится на мягкую и твёрдую. Эту классификацию, способную запутать потребителя, ввели в обиход то ли агенты мирового сионизма и итальянского корпоративного фашизма, чтобы не дать русскому народу приобщиться к рисованию пастелью, то ли маркетологи, чтобы увеличить продажи. Реально же пастель делится на:

  • мягкую и экстрамягкую (soft pastels, extra soft pastels), состоящую в основном из пигмента;
  • пастельные мелки (chalk pastels, semi-hard pastels), состоящие из пигмента и разбавляющего его наполнителя (каолина, мела);
  • твёрдую пастель (hard pastels), содержащую много связующего.

Разновидностью твёрдой пастели являются так называемые «мелки Конте». В оригинале эти мелки выпускаются под брендом «Conte a Paris», но, например, Faber-Castell PITT Monochrome мало отличаются от них по свойствам. Эти мелки почти не размазываются и уж точно не осыпаются, ведя себя во всём подобно цветному карандашу.

Два последних сорта у нас и называются «твёрдой пастелью», но ведут себя совершенно по-разному. Пастельные мелки предназначены для выполнения широкого, уверенного штриха, с них сыплется довольно много пыли при сильном нажатии или при попытке заполнения больших областей на бумаге. Твёрдая пастель больше всего похожа по ощущениям на грифели цветных карандашей.

Особые разновидности пастельных мелков — это натуральный уголь (charcoal), прессованный уголь (carbon), цветной уголь (tinted charcoal), сангина (red chalk, sanguine), сепия (sepia), соус, итальянский карандаш (black chalk) и мел. О них стоит сказать несколько слов отдельно.

Натуральный уголь очень легко стирается, что делает его незаменимым для эскизов. Так как пастель обычно не любит простой карандаш (не ложится поверх него), натуральный уголь можно использовать для набросков под будущую пастельную картину. Натуральный уголь бывает в виде обугленных веточек или в карандаше (чёрный Faber Castell Charcoal, Lyra Charcoal).

Прессованный уголь, напротив, хрен сотрёшь. Зато он даёт очень глубокие чёрные тона. Это брусочки или карандаши, работа с которыми ничем не отличается от пастельной техники. На прессованный уголь по свойствам похож итальянский карандаш (во всех странах, кроме России, его называют «чёрный мел»), но он твёрже. Теми же свойствами обладает современная искусственная сепия — тёмно-коричневые мелки на основе пигмента жжёной сиены или умбры.

Цветной уголь мало чем отличается по свойствам от пастели, но имеет более мягкую структуру и тусклые цвета гаммы в оттенках серого, жёлтого и тёмных ненасыщенных цветов. Практически единственный доступный производитель этой радости в России — Derwent, выпускающий 21 цвет угольных карандашей в дополнение к чёрному углю.

Читайте также:  Колонка №1: Акварельная бумага: club_365 — LiveJournal

Из искусственной красно-коричневой краски делается также сангина, или красный мел. Это мелки или карандаши красивого красного цвета, которые стираются намного лучше, чем прессованный уголь или сепия, но хуже натурального угля. Они отлично подходят как для самостоятельного рисунка, так и для эскизов под картины пастелью.

На сангину похож по свойствам обычный белый мел, который выпускается в кусках, брусках или карандашах. Мел, в отличие от других материалов, не позволяет набирать им тон, он всегда белый, поэтому использовать его надо аккуратно. Техника одновременного рисования углем, сангиной и мелом на серой или жёлтой бумаге получила в своё время название «три мелка» и стала предысторией пастельной техники. Эти три мелка и в самом деле позволяют получить на бумаге тёпло-серых оттенков довольно реалистичные тона кожи, не прибегая к ухищрениям.

Мел, сангина и сепия выпускаются в виде «сухих» или «масляных» мелков или карандашей. «Масляные» мелки пропитаны маслом, что препятствует их смазыванию и осыпанию на бумаге. В сочетании с сухой пастелью «масляные» варианты использовать нежелательно, так как они не связываются друг с другом, и пастель может осыпаться.

Соус — сейчас это чисто российский материал. Палочки соуса похожи на пастель, но очень хрупки и при работе сухим способом оставляют на бумаге комочки. Зато разведя его водой, как тушь, можно получить очень элегантный материал с удивительными возможностями (например, нанести соус ровным слоем на бумагу, а потом протереть на ней рисунок резинкой).

Существует также масляная пастель, которую мы тут обсуждать не будем. С пастелью как таковой её роднит только форма в виде оплетённых бумагой или плёнкой мелков. Во всех остальных отношениях это толстый, жирный химический карандаш. Техника масляной пастели существенно отличается от сухой.

Фактура

Вторая важная характеристика – фактура основы. Она может быть любой, от бархатистой до зернистой. Рассмотрим подробнее каждый вариант.

  1. Велюровая: ее поверхность напоминает мягкую благородную материю – бархат. Выпускается в рулонах разного цвета.
  2. Sansfix: она похожа на бумагу, предназначенную для заметок. Выпускается  в нейтральных тонах. Ее оценят новички, которые путем проб и ошибок осваивают новую технику рисования, т.е. «набивают руку». Еще один бонус при работе с Sansfix – не нужен закрепитель, поскольку рисунок не требует дополнительной обработки.
  3. Песочная: ее альтернативное название – наждачная. Она плотная, практичная, имеет шероховатую поверхность. При ее изготовлении используются яркие пигменты, которые со временем могут выгорать на солнце или менять оттенок из-за воздействия влаги. Эти тонкости желательно учесть, чтобы сохранить картинку в первозданном состоянии как можно дольше.
  4. Cabinet: полотно с зернистой поверхностью, плотное и жесткое. Рекомендуется для создания масштабных полотен.
  5. Акварельная: ее получают путем горячей прессовки, у нее мелкозернистая поверхность. Она плотная, устойчивая к воздействию прямых ультрафиолетовых лучей.

Какая бумага для пастели идеальна именно для вас, зависит от творческого замысла и опыта работы с сухими, масляными или восковыми мелками.

В любом случае, чтобы иметь представление об особенностях велюровой или акварельной основы, нужно поработать с ними хотя бы два-три раза.

Состав и технологии производства

Подбирая основу для будущей картины, желательно изучить состав полотна и особенности технологии, задействованной в ходе производства.

В профильных магазинах можно найти бумагу для масляной пастели, изготовленную из хлопковых волокон. Она прочная, не впитывает влагу и сохраняет истинный цвет пигмента в течение длительного времени.

Есть бумага, состоящая на 50% из хлопка и на 50% из бамбукового волокна. У нее пористая структура и характерный желтоватый оттенок. Используя этот материал, нужно позаботиться о том, чтобы в помещении, где хранится эскиз, был оптимальный уровень температуры и влажности, иначе краски «поплывут» или изменят оттенок на пару тонов.

Еще один вариант состава – 10% хлопка и 90% бамбукового волокна. Такая основа считается идеальной для рисунков, для создания которых применяются смешанные техники. Из-за того, что у бумаги фактурная поверхность, изображение смотрится выразительно и ярко.

Некоторые производители предлагают продукцию на основе целлюлозы (100%). По внешнему виду и качеству она не уступает изделиям из хлопка, при этом сохраняет не только яркость оттенков, но и форму.

Что касается технологий изготовления, то самой популярной считается печать на цилиндрической машине, сходная с ручным литьем. Благодаря применению уникальных методов изготовления мы получаем полотна, которые не деформируются со временем, сохраняют цвет пигмента, устойчивы к воздействию влаги и прямых ультрафиолетовых лучей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *