Агрессивный ребенок 📌: рекомендации родителям и советы, что делать с агрессией

Какие факторы могут усилить агрессивное поведение пятилетнего ребенка

Если пятилетний забияка постоянно пытается «задирать» сверстников, агрессивен по отношению к взрослым, со злобой относится к животным, очень чувствителен и обидчив, то к такому поведению надо отнестись с повышенным вниманием. Все эти симптомы в совокупности  могут  указывать на предрасположенность к  насильственным действиям.

Родителям следует внимательно следить за своим ребенком и, если приступы гнева периодически повторяются, то необходимо обратиться за помощью к специалистам-психологам. Такое поведение – это действительно проблема, с которой надо бороться.

Драки в детском саду
Драки в детском саду — последствия агрессивности

Педагогам, психологам и родителям следует быть очень внимательными, если

  • ребенок испытал любое насилие;
  • он наблюдал насилие в семье или у окружающих;
  • видел насилие по телевидению;
  • в семье есть лица, употребляющие алкоголь или наркотические вещества;
  • если семья находится на стадии прекращения брака;
  • в семье, где есть только мама, родители не имеют работы и мало обеспечены;
  • в доме хранится огнестрельное оружие.

Родители должны научить ребенка быть терпеливым, уметь управлять эмоциями. Семья должна ограничивать своего малыша от негативного воздействия окружающей среды. Но изолировать малыша невозможно. Следовательно, с малышом надо разговаривать, учить его справляться с негативными эмоциями.

Многочасовой просмотр телевизора
Многочасовой просмотр телевизора приводит к вспышкам неконтролированной агрессии

Когда Вы увидите, что поведение  ребенка становится агрессивным, он раздражается, то предложите ему  нарисовать свои чувства или слепить их из пластилина или соленого теста. В процессе работы, расспрашивайте ребенка о том, что он делает, какие чувства испытывает. Эти действия отвлекают от агрессивного настроя.

Вместе с ребенком изготовьте небольшую подушку «для злости» Как только ребенок начинает раздражаться, попросите его не нервничать, а просто поколотить руками по подушке. Истерика постепенно сойдет на «нет».

Занятия спортом
Занятия спортом — способ снять агрессивность

Другие способы:

  • Ребенка в 5 лет пора ознакомить с правилами поведения дома и вне дома.  В 5 лет ребенок уже сможет  выполнять основные требования и подчиняться установленным правилам.
  • Если вы знаете, что ребенок прислушивается к Вам, то чаще его хвалите.
  • Очень эффективна и сказкотерапия. На примерах действий сказочных героев можно научить ребенка понимать, какие поступки дурные и как не надо себя вести.
  • Агрессивному ребенку 5 лет необходима физическая нагрузка. Если дети будут заниматься спортом или получать иные физические нагрузки, то на гнев не останется времени.
  • Если ребенку надо «скинуть» отрицательны эмоции, то направьте его гнев на…старые газеты: пусть он порвет их на мелкие кусочки.
  • Можно купить ему молоточки из пластика или дерева и дать возможность стать «барабанщиком» — пусть стучит по подушкам.
  • Дайте ребенку 5 лет лист ватмана и разрешите маркером нарисовать то, что он желает. Затем пусть изобразить хорошие, добрые чувства.
  • Хорошим способом преодоления агрессии может стать участие в театральных постановках. Можно взять любые игрушки и разыграть сценку. А можно предложить придумать сценку самому.

Итак, в 5 лет ребенок может вести себя агрессивно. Факторов, провоцирующих агрессию,  избежать очень трудно. Но родители при помощи педагогов и психологов, должны предпринять все, чтобы ребенок раздражался как можно меньше.

Возможно, причины в семье, может, он сам склонен к таким проявлениям гнева в силу особенностей темперамента, а, возможно, ему не комфортно в коллективе.

В любом случае, родители педагоги должны найти причины такого поведения ребенка 5 лет и помочь ему избавиться от излишней агрессии.

Как правило, детской агрессивности однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом.

Как правило, детская агрессия воспринимается социумом, как деструктивное поведение. И вызывает у людей лишь отрицательные эмоции.

Однако, это не совсем верно. Во-первых, агрессия– является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

Во-вторых, в социальном плане– личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым.

В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения.

Но, что делать, если агрессия ребёнка имеет деструктивный характер и несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.

Причины появления агрессии могут быть самыми разными. Огромную роль в этом играет семья, в которой воспитываются дети.

Возможно, вам будет интересно Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил

Есть родители, которые очень пекутся за то, как выглядит и ведёт себя ребёнок. И за любой «неправильный», с их точки зрения, поступок, его наказывают, а иногда и бьют, тогда, что ждать от такого воспитания. Всем известна истина «Агрессия порождает агрессию». Или можно наблюдать другую крайность.

Когда родители мало времени уделяют общению со своим сыном или дочерью. Тогда, ребёнок, любыми способами пытается его привлечь. Ведь они обращают внимание на него только тогда, когда обсуждают его поведение.

И пусть его ругают, в данном случае, но негативное внимание, это тоже внимание, а одинокий ребёнок очень ждёт любое, даже такое.

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда.

Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети.

Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Чтобы ребенок мог стать полноценной частью детского коллектива, родителям важно проанализировать причины агрессивного поведения

Каждый родитель обязательно вспомнит хотя бы один-два случая, когда он сорвался на своего ребенка, накричал, дал подзатыльник, унизил грубым словом или сурово наказал из-за пустяка.

Чаще всего после вспышки гнева, а иногда и в ее момент, родители прекрасно понимают, что проступок малыша не стоил столь бурной реакции, но они не могут ничего с собой поделать.

Ситуация повторяется вновь и вновь, и каждый из участников конфликта страдает: дети – от несправедливости и жестокости самых дорогих и любимых людей, а взрослые – от собственной беспомощности и мучительного чувства вины. Как справиться с агрессией к ребенку и научиться контролировать свой гнев, ярость и раздражительность?

Агрессия по отношению к собственным детям, иррациональный гнев встречаются не только в неблагополучных семьях, но и у любящих заботливых родителей. Однако эта тема воспринимается как неудобная и постыдная для обсуждения, тем более что так называемое строгое воспитание и жесткая позиция родителей до сих пор является нормой.

Несмотря на то, что большинство отцов и матерей осознают, насколько разрушительны негативные эмоции, они не в состоянии ни контролировать их, ни объяснить, откуда они берутся.

Агрессия и гнев – это реакции, вызванные внутренним дискомфортом. На самом деле их запускает не шалость ребенка или его проступок, а другие, более глубокие причины, которые часто берут свое начало в детстве, в родительской семье.

Часто родительский гнев связан с разочарованием и обманутыми ожиданиями. Родители часто рисуют в своем воображении идеального ребенка, и стараются подстроить малыша под свой внутренний идеал.

Читайте также:  Опоясывающий лишай у детей - симптомы, фото и лечение

Когда ребенок проявляет свою индивидуальность, ведет себя не так, как «должен» по мнению родителей, родитель испытывает сильнейшее разочарование и стремится всеми силами взять ситуацию под свой контроль.

Родители часто бессознательно копируют поведение собственных родителей в отношении них. Ребенок усваивает модель поведения родителей как единственно возможную и, вырастая, повторяет ее, так как он не знает, как может быть по-другому. Разрушить этот механизм непросто, но возможно, и осознание этих моделей – это первый шаг.

Столкнувшись впервые с этим явлением, родители недоумевают: почему ребёнок агрессивный, ведь в семье никто голоса не повышает, наследственность идеальная. Тут же возникают обвинения в адрес школы, дворовой компании и пр. Но чаще всего причины уходят корнями в детство. Психологи называют 4 основных провоцирующих фактора, срабатывающих на подсознательном уровне ещё в 2-3 года.

Паттерн поведения

Осваивая окружающий мир, малыш пробует разные модели поведения. Если какая-то из них оказывается успешной и позволяет добиться желаемого, она отпечатывается в подсознании и становится устойчивым паттерном. Например, если хоть раз получилось с помощью агрессии отобрать у другого игрушку, он будет прибегать к ней снова и снова.

Копирование

Особенность детского возраста — слепое (бессознательное) копирование чьего-то поведения. Чаще всего — родителей. Если отец (а иногда и мать) ведёт себя агрессивно (по отношению к домочадцам, прохожим на улице, кассиру в магазине), малыш приходит к выводу «Папа хороший, я хочу быть на него похожим, значит буду делать так же». Подражать можно старшим братьям (сёстрам), учителю, сверстнику, любимому персонажу из кино- или мультфильма.

Самозащита

Протест против несправедливых ситуаций или негодование малыш может выражать либо через эмоции (обзываться, плакать, злиться), либо на уровне поступков (драться, кусаться). Чем чаще он сталкивается с жестокостью окружающего мира, тем устойчивее становится агрессия как паттерн поведения.

Недостаток любви

Если ребёнку не хватает внимания со стороны родителей, он пытается привлечь его разными способами. Видит, что они реагируют на агрессию, и повторяет ситуацию. При этом ему не важно, что за это ругают и наказывают. Для него главное — они уделяют ему время.

Самые частые психоэмоциональные причины агрессии у детей:

  • слепое копирование агрессивных взрослых и антигероев;
  • самозащита в ответ на конфликтные ситуации;
  • дефицит внимания;
  • сильная эмоциональная привязанность к кому-либо, которая выражается через агрессию;
  • низкая самооценка;
  • неумение контролировать эмоции;
  • ревность;
  • проблемы с социальной адаптацией, межличностные конфликты, асоциальное окружение;
  • просмотр передач и фильмов, переполненных сценами жестокости и насилия;
  • повышенная возбудимость;
  • психотравма, стрессовая ситуация.
  1. Кризисные периоды в развитии. Через конфликтность и капризность дети пытаются найти свое место в изменившейся обстановке, выстроить новый тип коммуникации с окружающими.
  2. Проявление соматического заболевания. Агрессивное поведение ребёнка может быть связано с имеющимися у него психическими или неврологическими заболеваниями.
  3. Ухудшение самочувствия в преддверии простудного заболевания. Малыш чувствует недомогание, но в силу возраста не понимает, что его беспокоит, и не может объяснить это взрослым. Он начинает плохо вести себя, пытаясь привлечь внимание.
  4. Чрезмерная любовь к одному из родителей. Объектом агрессии становится второй родитель.
  5. Сильный стресс, связанный с потерей близкого человека, тяжелой болезнью родственника, другой серьёзной семейной проблемой. Так он снимает напряжение, выплёскивает наружу страх, обиду, злость.
  6. Недостаток любви, равнодушие со стороны родителей. Ребёнок проявляет агрессию, чтобы получить от них хоть какой-то эмоциональный отклик. Причины подростковой агрессии часто кроются в холодном отношении со стороны матери.
  7. Копирование поведения взрослых. Если мама с папой каждый день ссорятся, дерутся, кричат, ругаются с посторонними, то сложно ожидать от малыша другого поведения.

Признаки агрессии и её виды

Во-первых, ребёнок проявляет агрессию через поведение и поступки:

  • дерётся или просто замахивается;
  • пинается;
  • кусается;
  • бросается игрушками и другими предметами;
  • толкается;
  • плюётся;
  • царапается;
  • плачет, кричит, истерит;
  • щипается;
  • рвёт одежду;
  • отбирает игрушки.

При этом агрессивное поведение выставляется напоказ, чтобы все обратили на него внимание. Попутно он демонстративно отказывается соблюдать правила (не идёт есть, не ложится спать, не одевается) и не признаёт своих ошибок. Поэтому бесполезно в такие моменты объяснять, что он поступает плохо.

Во-вторых, агрессивный ребёнок использует словесные приёмы, чтобы излить злость:

  • всех задирает;
  • обзывается;
  • угрожает;
  • матерится;
  • оскорбляет;
  • спорит;
  • насмехается.

Некоторые агрессивные дети используют только один шаблон поведения, закреплённый на подсознательном уровне.

Пример из практики. На приём к психотерапевту привели 4-летнюю девочку, которая в моменты ярости всех вокруг начинала царапать. Она не кричала, не плакала, не дралась. Только изображала злобу на лице и впивалась когтями в кожу того, кто находился рядом. В ходе работы с ней оказалось, что 2 года назад она попыталась отобрать игрушку у кошки, и та в ответ сильно её поцарапала. Двухлетняя малышка запомнила этот метод защиты и стала активно применять.

Но чаще всего агрессия проявляется в комплексе. То есть идут одновременно и гримасы злобы, и поведение-насилие, и словесное выражение эмоций.

Если приступ переходит в истерику, это первый признак того, что поведение становится патологическим и требует психотерапевтического вмешательства.

Враждебность – это реакция детской психики на происходящее. Такое состояние позволяет почувствовать собственную силу и превосходство, дает возможность таким образом отстоять свои права и интересы близких. Если же агрессия сопровождается нападениями или разрушительными действиями, то это повод бить тревогу и обратиться к специалисту.

Агрессивное поведение может выражаться по-разному:

  • чувствительностью и частыми обидами;
  • обвинением окружающих в собственных неудачах и ошибках;
  • отказом подчиняться правилам и противостояние им;
  • открытым конфликта со сверстниками;
  • провокацией окружающих на ссоры и конфликты;
  • истерикой на замечания или действия.

В зависимости от темперамента агрессия у ребенка может быть в виде физических нападений в отношении человека, животного или определенного неодушевленного предмета. Она бывает инструментальной, то есть использоваться, как способ при достижении цели.

Вербальный вид характеризуется криками, истерическими визгами, ссорами, руганью. При враждебном поведении целью ребенка становится причинить телесную боль или моральный вред объекту.

Дети требуют внимания к себе по-разному, в зависимости от возраста. Груднички начинают плакать, а после – закатываются в истерике. В 2-х летнем возрасте агрессивные дети  кусаются, становятся жадными, не хотят делиться своими игрушками и вещами, сильно переживают из-за недостатка внимания.

В 3 года ребенок  может драться, бросается в других детей и даже в родителей  игрушками и другими предметами. После кризиса 3-х лет, 4-х летний малыш не пускает посторонних на свою территорию, пытается стукнуть каждого, кто его раздражает.

В 5 лет агрессия принимает уверенную физическую форму у мальчиков ( они дерутся), а девочки в этом возрасте начинают обзываться или игнорировать дружбу. Дошкольники способны мстить и обижаться, их агрессивность может проявляться в форме гневного поведения и вранья.

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы.

Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

Читайте также:  Гигиена детей и подростков: особенности ухода

Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

Возрастные особенности

Специалисты выделяют отдельные психологические особенности детей, склонных к агрессии, которые не свойственны тем, кто не проявляет данную эмоцию на постоянной основе. Условно их разделили на 3 группы.

Импульсивно-демонстративный психологический тип

Цель — привлечение внимания.

Проявления: яркие, шумные, но мимолётные, ситуативные, без жестокости.

Характер агрессии: непроизвольный, непосредственный, импульсивный.

Реакция на замечания взрослых: отсутствует, не слушаются, не подчиняются.

Нормативно-инструментальный психологический тип

Цель — достижение желаемого.

Проявления: через подчинение и подавление других, прямая физическая агрессия без жестокости, равнодушие к обидам чужих, ориентир только на собственные желания.

Характер агрессии: целенаправленный, осознанный.

Реакция на замечания взрослых: присутствует, останавливаются в ответ.

Целенаправленно-враждебный психологический тип

Цель — получение удовольствия от боли и унижения других.

Проявления: прямое физическое воздействие, характеризующееся жестокостью и хладнокровием, мстительность, злопамятность.

Характер агрессии: продуманный, жестокий.

Реакция на замечания взрослых: отсутствует, отрицательные оценки не воспринимаются.

Общие психологические особенности:

  • агрессия — маска, под которой — несчастный ребёнок, глубоко неуверенный в себе;
  • через силу и власть демонстрируется глубокая беспомощность;
  • отсутствие чувства собственного достоинства;
  • уверенность в собственной ненужности;
  • нахождение в состоянии постоянного стресса;
  • чувство полного одиночества.

Таким образом, агрессия у детей и подростков свидетельствует прежде всего о наличии глубоких внутренних противоречий и конфликтов. Они нуждаются в экстренной помощи со стороны взрослых.

Диагностика состояния агрессии у подростков и детей

Существуют различные методики выявления детской агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

  • Схема наблюдения, составленная Алвордом и Бейкер. Она включает в себя 8 критериев. Необходимо отслеживать поведение ученика (воспитанника) не менее 6 месяцев. Если ребёнок агрессивный, то за это время проявится минимум 4 признака.
  • Анкета Лаврентьевой и Титаренко содержит 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (бланк заполняет педагог). Данный опросник помогает определить уровень агрессивности школьника.
  • Тест «Руки» Вагнера позволяет выявить у детей не только склонность к насилию, но и другие особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Его используют так же для обследования детей с ОВЗ.
  • Рисуночные тесты («несуществующее животное», «кактус») выявляют скрытую агрессию, могут применяться при диагностических обследованиях младших дошкольников и детей с нарушениями развития.

Детская агрессия. Что делать с детской агрессией?

Агрессия у ребенка проявления

Хорошо, если приступ агрессии был единичным или повторился только спустя полгода. Значит, патологии нет, переживать не стоит, так как это была, скорее всего, кратковременная эмоция в целях самозащиты или продиктованная усталостью, стрессом, переутомлением. Описанных выше воспитательных мер будет достаточно.

Но что делать, если приступы повторяются снова и снова — дома, на улице, в магазине, в детском саду, школе? Если ребёнок агрессивен постоянно, значит, и работать с проблемой надо тоже регулярно.

В зависимости от возраста они вступают в перепалку, «огрызаются» на просьбы и замечания, могут пинаться, кусаться и ломать игрушки и вести себя как маленькие дьяволята.

Давайте разбираться, как проявляется детская агрессия и что могут сделать родители.

Агрессия — активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основана на негативных эмоциях, желании навредить.

агрессивные дети почему

В то же время это сила, которая присуща всем животным. Это нервное возбуждение и энергия, необходимая для реализации собственных желаний и самозащиты. В природе даже зайцы могут активно бороться за свою жизнь и сражаться с хищными птицами. Жизнь совсем без агрессии лишает смелости и умения отстоять свои интересы.

Но здесь мы рассматриваем те аспекты, которые доставляют неудобство окружающим.

К трем годам ребенок лучше владеет своим телом и расширяется репертуар проявления агрессии: он может плеваться, кусаться, пинаться, бросаться предметами, бить других и устраивать истерики. Но в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить внимание малыша на что-то другое.

К 4-5 годам добавляется вербальная агрессия, дети больше обзываются, но меньше используют зубы или игрушки. В то же время они пока оценивают все окружающее полярно хороший — плохой, им сложно представить переживания другого, встать на его точку зрения. У девочек могут быстрее добавляться новые формы протеста, такие как молчание, игнорирование.

К 6-7 годам детская агрессия может проявляться любым описанным способом, новым приобретением является месть. Зачастую она используется чтобы скрыть другие эмоции – страх, неудовольствие, обиду.

С возрастом улучшаются навыки речи и контроля своих эмоций, и в то же время детская агрессия становится более изощренной и болезненной для окружающих. В подростковом возрасте при гормональной перестройке организма более чувствительными и агрессивными становятся даже спокойные прежде дети.

Как справиться?

Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?

Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя, казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом? Это связано с высокими темпами развития и неумением контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются, обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются манипулировать взрослыми.

Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет

На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?

Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может решить, что мама играет.

Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.

Агрессивное поведение детей в 3 года

Подавление детской агрессии

Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».

Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру. Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на другое занятие и забывают обиды.

Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять. Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию.

Читайте также:  Гайморит у детей в острой и хронической форме

Агрессия младших школьников

Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.

Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.

Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.

Специфика агрессии в подростковом возрасте

Подростковая агрессия является ярким индикатором начала переходного возраста. Даже те дети, которые всегда хорошо себя вели, становятся подверженными вспышкам ярости. У подростка происходят активные гормональные изменения, влекущие за собой неуравновешенность, подозрительность, раздражительность, с которыми он не всегда умеет справляться.

Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.

Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.

Когда близкие люди и родители не реагируют на раздражительность и враждебность, это становится привычкой, нормой во время общения и манерой поведения в целом, а это обязательно вызовет трудности в подростковом возрасте.

В этот момент поставьте себя на место ребенка и постарайтесь понять, какие эмоции он переживает. Несмотря на свое поведение и враждебность, ребенок подсознательно ждет от родителей понимания, ему необходимо почувствовать заботу со стороны близких людей.

  1. Разговаривайте с ребенком, объясните ему, что так себя вести нельзя. Не просто отделывайтесь общей фразой, а конкретно расскажите, почему нельзя: некрасиво выглядишь со стороны, не получишь десерт, не заслужишь похода на качели, в зоопарк, в кино.
  2. Агрессивное поведение это следствие неправильного или нерационального воспитания с раннего детства. Психологи советуют либо полностью игнорировать агрессивное состояние, но активно поощрять хорошее поведение и поступки, или наказывать, если это приводит к угасанию гнева.
  3. Родители должны принять все возможные меры, чтобы создать теплую обстановку в семье, окружить малыша теплотой и заботой. Он должен быть уверенным, его любят и не дадут в обиду.
  4. Следите за поведением ребенка, эмоциональный всплеск можно предупредить, если своевременно отреагировать на обращение ребенка или отвлечь его от провокационной ситуации.
  5. Если не удалось предупредить яркое проявление эмоционального состояния, следует спокойно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво. Используйте суровое осуждение, если ребенок, например, разбросал игрушки, заставляйте его убирать за собой. Если объектом враждебности стал другой человек, то пожалейте обиженного. Это позволит ребенку понять, что своим поведением он отталкивает от себя в пользу другого человека. Со временем он станет внимательнее к советам родителей.
  6. Агрессивность ребенка можно победить с помощью игр. Позволяйте ему во время игры выплеснуть эмоции. Пускай он рвет бумагу на мелкие кусочки или покричит в «пакет для крика».
  7. Гуляйте с ним на свежем воздухе, дайте ему возможность много бегать и прыгать. Успокаивающе действуют игры с водой, переливанием жидкости из одной емкости в другую. Позвольте ребенку расслабиться в процессе игры и получить положительные эмоции.

Вы же не начинаете раздражаться на ровном месте, всему есть какие-то причины, иногда не всегда очевидные. Так и у детишек. Они еще не умеют все объяснить и правильно сформулировать. Отсюда и вспышки: у кого-то упрямства, у кого-то сразу включается агрессивное поведение. А агрессия у ребенка 3 лет выглядит, как нечто чрезвычайное.

Кажется, еще вчера ребенок был тихим и послушным ангелом, а теперь вдруг стал грубить, обзываться и драться со сверстниками. Бывает и того хуже – с раннего возраста малыш отличался своенравием, теперь же он становится все старше, и его удары и укусы уже становятся совсем не безобидными. Так что же делать, если малыш кричит, ругается, замахивается и дерется?

Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья

Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.

У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.

У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.

Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ

Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.

Если не научить особенного малыша в раннем возрасте справляться с гневом, то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.

словесная детская агрессия

Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревожности, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.

Отдельные случаи

Что делать, если ребёнок…

…проявляет агрессию к маме?

Такая ситуация характерна для 2-4-летнего возраста. В первую очередь нужно выяснить причину и устранить её. Таким образом малыш может демонстрировать:

  • ревность (по отношению к папе, другим детям в семье);
  • дефицит внимания (особенно если мама рано вышла из декретного отпуска);
  • усталость от гиперопеки (если мама не даёт крохе свободы, находится с ним 24 часа в сутки).

В таких случаях самое эффективное лекарство — дозированное внимание и искренняя любовь без навязчивости.

…проявляет агрессию к другим детям?

Выяснить, почему он это делает. Если самоутверждается — показать ему, что есть другие способы. Если выплёскивает негативную энергию — ежедневно выполнять вышеописанные упражнения.

По возможности, сменить круг общения. Может быть, дело в личной неприязни и конфликте с каким-то конкретным ребёнком.

Записать на спортивные секции, увлечь чем-то, направить энергию в другое русло.

Больше читать сказок и произведений о добре и зле, разговаривать о правилах поведения в обществе.

Детская агрессия — это серьёзная проблема и для родителей, и для воспитателей в саду, и для учителей в школе. Но в первую очередь — для самого ребёнка. Это своеобразный сигнал бедствия о внутренних противоречиях и конфликтах, с которыми он не может справиться самостоятельно. Нужно вовремя протянуть руку помощи, пока злость не приобрела патологические формы и не стала чертой личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *